Здравствуй уважаемый читатель. В этой статье мы сравним два прямых конкурента, МИГ-29 и F-16. Это два легких многоцелевых истребителя.
МИГ-29 по классификации НАТО Fulcrum — «Точка опоры» , является серьезным противником американского F-16.
The National Interest утверждает, что в 1997 году США приобрели у Молдавии 20 самолетов МИГ-29. Специалисты оценили характеристики и боевые возможности самолёта. Что сделаем и мы. Мы сравним и попытаемся понять, какой из самолётов выйдет победителем если они встретятся в реальном бою.
Содержание
И так! МиГ-29 или F-16? Поехали. МиГ-29 против F-16. Противостояние легких истребителей.
Чтобы разобраться, какой истребитель лидирует, F-16 либо же МИГ-29, сравним их технические характеристики. Сразу оговорюсь, в разных источниках указаны разные цифры.
МИГ-29

У МИГ-29максимальная скорость 1500 км/час. Это скорость близко к поверхности земли. На высоте же он способен разогнаться до 2500 км/ час. Крейсерская скорость заявлена 850 км/час.
Практическая дальность с полными баками 1440 километров. С навесными топливными баками 2100 км. Практический потолок 18000 метров. Максимальная перегрузка 9G.
Вооружение. 30-миллиметровая авиационная пушка ГШ-301, запас 150 снарядов. Полезная нагрузка 2180 килограмм. Ориентировочная цена 22 миллиона долларов.
F-16

У F-16 максимальная скорость 2510 км/час. Близко к поверхности земли 1485 км/час. Крейсерская скорость заявлена 895 км/час. Практическая дальность с полными баками 2025 километров. С навесными топливными баками, 4220 километров.
Практический потолок 15 тысяч метров. Максимальная перегрузка 9G. Вооружение. 20-миллиметровая шестиствольная пушка М61А1, запас 511 снарядов. Полезная нагрузка 7700 килограмм. Ориентировочная цена 34 миллиона долларов.
Теперь проанализируем обе машины более подробно
И МиГ-29, и F-16 представители истребителей четвертого поколения. Это два истребителя категории легких боевых машин.
Впервые F-16 поднялся в воздух в середине 70-х годов. Он составляет основу парка ВВС США. А вот МиГ-29 поступил на вооружение лишь середине 80-х годов.

Всего произведено 3739 F-16_ 1564 из которых экспортировано. Из 1600 построенных МИГ-29, 800 экспортировано.
Все, кто приобретает военную технику, предварительно сравнивает технические
характеристики, а также тактику ведения боя и боевой опыт.
В реальном бою не важным фактором является круговой обзор пилота. По круговой обзорности F-16 имеет преимущество. Российский МИГ-29имеет худший обзор, из-за конструкции кабины пилота и расположение в ней кресла пилота., а также то, что в некоторых полёта происходит большой выброс из реактивного сопла двигателя.

В итоге получается, что у F-16 круговой обзор. Но при этом МИГ-29 лучше защищён от огня противника.
В ближнем бою Миг-29 имеет более сильные лётные характеристики. Это преимущество достигается благодаря интегральной компоновке и наличию двух двигателей
У F-16 эти характеристики значительно хуже. Так, скорость разворота российского МИГ-29 составляет 22,8 градуса, а вот у F-16 всего 21,5 градуса. Российский истребитель обладает скороподъёмностью в 334 м/сек., тогда как F-16 лишь в 294 м/сек.
Для Российского МИГ-29 предпочтителен бой в вертикальной плоскости, тогда как для F-16 наоборот — в горизонтальной. Американский F-16 имеет преимущество в бою на высоких скоростях, Русский же МИГ-29 — на низких.

Российский Миг-29 выигрывает по живучести. Он оснащён двумя двигателями. Это говорит о том, что если один двигатель выйдет из строя, то МИГ-29 сможет вернуться в место базирования на втором.
У F-16 только один двигатель. И если он выйдет из строя, то машина обречена погибнуть
Вооружение истребителя обязательно включает две категории оружия. Это ракеты классов воздух-земля и воздух-воздух. Американский F-16 имеет управляемые и неуправляемые ракеты, и ракеты противорадиолокационные. Благодаря бортовой электронике их можно применять более точно.
Российская машина может похвастаться только бомбами и реактивными снарядами.
К тому же максимальная нагрузкаМИГ-29 всего около 2200 кг против, 7500 кг у F-16. Этот недостаток МИГ-29, следствие установки двух двигателей. Из-за этого машина получилась довольно тяжелый и поэтому не может взять на борт больше оружия.

И вот тут, друзья, у меня к вам возникает вопрос. Что же, по-вашему, лучше? Один двигатель, но при этом большая полезная нагрузка и меньшая боевая живучесть или два двигателя и меньшая полезная нагрузка, но большая боевая живучесть и как следствие большая безопасность лётчиков?
Прошу вас поделиться своим мнением в комментариях.
Вооружение
Оба истребителя в своём арсенале имеют ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» Эти ракеты управляются радарами, установленными на борту самолётов. Дальность пуска Российских Р-77 100 км. У Американских же AIM-120 AMRAAM дальность пуска всего 75 км.
Российская ракета Р-27, оборудована полуактивным поиском имеет дальность пуска 60 км. а американская 45км. Для ведения ближнего боя МИГ-29 вооружается ракетами Р-73Е. Они оснащены инфракрасными головками самонаведения. Р-73E имеет больший радиусом действия, чем имеющиеся у F-16 AM9.

Так, у Р-73E радиусом действия 40 км в переднюю полусферу и 0,3 км в заднюю полусферу. Тогда как у Американской AM9 всего 18 км и только в переднюю полусферу.
Авиационная пушка российской машины стреляет дальше и у неё больший калибр.
Точность попадания корректируется лазерным дальномером. Дальномер позволяет обеспечить высокий процент попаданий в цель. Американская же пушка имеет больший запас снарядов, зато меньший калибр.

Сравнивать авионику наших соперников достаточно сложно. Производители скрывают основные характеристики радаров. Угол обзора РЛС российского самолета имеет угол обзора 140 градусов, американского же 120 градусов.
Авионика
Радиус действия у РЛС российского самолета чуть более 100 км, у F-16 что-то около 150 км. По этому параметру «Американец» выигрывает. F-16 оборудован системой Fly-By-Wire и HOTAS. Она значительно упрощает управление истребителем.

Летать на истребителе F-16 значительно легче чем на МИГ-29. На F-16 используется электродистанционная система управления. Российский Миг-29 имеет механическое управление
Пилот Российского самолёта имеет шлем с прицелом «Щель-Зум». Он даёт превосходство в ближнем бою. У F-16 другое преимущество_ его кабина более эргономична.
Плюс, пилоту F-16, чтобы быть готовым к бою, достаточно нажать один переключатель. Миг-29 же настраивается механически. Ему нужно больше времени для подготовки к бою.
Максимальная скорость, по разным данным, у российского истребителя 2200 км/ час, у американского же 2150 км/час. Разница скоростных параметров связана, в частности, с различной конструкцией воздухозаборников.

Сверхзвуковой полёт может привести к разрушению фонаря кабины пилота. Это обусловлено трением о воздух. Поликарбонат под воздействием трения размягчается и трескается.
МИГ-29 поднимается на высоту 18 км, F-16 на 17,3 км. Максимальная скорость у поверхности Земли у этих машин плюс минус одинаковая, около 1500 км/час. Однако такая скорость достигается без дополнительных баков.
Мнение экспертов
Эксперты неоднозначно оценивают эти самолеты. Эти истребители, как таковые, предназначены для выполнения однотипных задач. По мнению одних пилотов (из тех кому довелось пилотировать оба самолёта), F-16 больше многофункциональный истребитель, а МиГ-29 лучше приспособлен для ближнего маневренного боя.
На средних расстояниях силы истребителей плюс минус одинаковые. Результат будет зависеть от профессионализма лётчиков и имеющегося на борту вооружения. Если они встретятся в бою, то их РЛС сразу увидят друг друга.
Но F-16 имеет шанс выстрелить первым. Но ракеты «Американца» имеют меньшую дальность пуска. Радар F-16 может отслеживать несколько целей одновременно. Тогда как у МИГа нет такой возможности.

При участии нескольких американских истребителей у русского пилота не будет возможности определить кто из них его захватил в прицел. F-16 может осуществить пуск ракет по нескольким целям сразу. Российской машине, чтобы одержать победу, нужно быть максимально близко к F-16.
Во время приближения придётся встретиться с американскими ракетами, выпущенными ранее. В таком варианте боя побеждает F-16 побеждает с большей вероятностью.
У F-16 богатый боевой опыт и нет информации о поражении кроме случая, когда его сбили ЗРК Югославии.

Есть еще одно экспертное высказывание. Журнал The National Interest назвал F-16 лучшим лёгким многоцелевым истребителем, который отодвинул МИ-29 на второй план. Только тот факт, что около 1600 машин эксплуатируется в более чем 25 странах мира уже говорит о том, что F-16 стал лучшим в мире в своем классе.
Быстрый, экономичный, манёвренный, и лёгкий в управлении, он эксплуатируется уже более 40 лет. И его ещё не планируют списывать. F-16 по праву можно сравнивать с легендарным МиГ-21, который эксплуатируется по сей день.
По информации The National Interest, F-16 совершили в общем 400 тысяч реальных боевых вылетов. Его суммарный налет приближается к 19 миллионов часов. Он практически является, своего рода, Boeing 737, только в истребительной авиации.
К сожалению, патриотов России, двигатель F-16 показал себя значительно надежнее и экономичнее, чем Российский РД-33, устанавливаемый на МиГ-29. Но не стоит забывать, что у МИГ-29 их два.
Так что не стоит удивляться увеличенному расходу топлива. Но что касается надежности, то замечание справедливо. F-100 имеет больший ресурс. Проблему удалось решить уже в новых МиГ-35.
Американские пилоты, которым довелось управлять МИГ-29 после F-16, сразу обратили внимание на плохой обзор из кабины МИГа. Для воздушного боя это достаточно важный фактор.
Но при этом, МиГ-29 просто поверг их в шок своей мощностью и сверхманёвренностью.
В ближнем бою он будет опасным соперником для любого существующего истребителя.

На сегодняшний день, МиГ-29 в больших количествах стоит на вооружении России и Индии. Достаточно много этих машин эксплуатируют Иран и Алжир. Внимания заслуживает версия МиГ-29СМТ и МиГ-29УПГ для ВВС Индии.
Эти две версии уже имеют гораздо больший запас топлива, модернизированную авионику и широкую номенклатуру вооружения.
На этом всё. Вот такое получилось сравнение. Пишите своё мнение в комментариях. Поделитесь ссылкой на статью с друзьями.
Да, настоящее чудо техники и человеческой мысли! Автору спасибо за интересную статью!
Интересное сравнение.
У Вас сайт хорошо сделан, темы статей интересные.
Интересный сайт.