F-22 против Су-57. Сравниваем лучших из лучших

0
(0)

В 80-х годах американские конструкторы совершили рывок в развитии истребительной авиации. Начало было положено после анализа боевой эффективности истребителей вероятного противника. После начала выпуска Су-27 и МиГ-29 американцы потеряли возможность завоевания господства в воздухе.

Холодная война и желание доминировать во всех сферах, привели к решению создать истребитель следующего поколения, который будет на много лучше имеющегося F-15 Eagle, да и остальных, стоящие на вооружении вероятных противников.

Руководство ВВС США считало, что истребители пятого поколения должны иметь
следующие характеристики.

  • 1. Крейсерская скорость обязательно сверхзвуковая и без форсажа;
  • 2. Невидимость в широко-частотном диапазоне и инфракрасного излучения;
  • 3. Новейший комплекс радиоэлектронного оборудования и авионики.

Программа Advanced Tactical Fighter, началась в 1983-м году и был объявлен тендер. За право производить истребитель нового поколения соперничали семь крупнейших корпораций.
Первым этапом, было проектирование облика истребителя.

По его окончании комиссия ATF определила два кандидата, Lockheed и Northrop. Такое решение было предсказуемо, так как Lockheed уже имели опыт эксплуатации стелс-технологий. Именно конструкторы Lockheed создавали тактический ударный самолёт F-117 Nighthawk.

Northrop же имел опыт с тяжёлым бомбардировщиком B-2 Spirit. Победители первого этапа объединили усилия с некоторыми участниками конкурса. В октябре 1986 были подписаны контракты и работа закипела.

Уже в 1990-м прототипы были готовы к проведению лётных испытаний. Проекту Lockheed присвоили название YF-22A, а Northrop – YF-23A. Модели оснастили новейшими на то время двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой компании Pratt & Whitney и General Electric. Они были участниками конкурса по созданию двигателя истребителя 5-го поколения.

Тестовые полёты в 1991-м году выявили лидерство прототипа Northrop YF-23. Он был лучше не только в скоростных характеристиках, но и радиолокационная заметность у него была меньше, чем у YF-22. Но всё не так просто. У проекта Lockheed с двигателем Pratt & Whitney маневренность была значительно лучше. А это главный фактор в бою против советских истребителей. В итоге победил YF-22.

В 90-х СССР развалился. Решилась одна проблема, но появилась другая. Программа Advanced Tactical Fighter, стоимостью 66 миллиардов долларов, стала никому не нужна. План по закупке 750 самолётов улетел в трубу. Долгих 5 лет власть имущие не могли решиться запустить машину в серию.

Но переговоры МО и представителей Lockheed с Конгрессом завершились положительным результатом. Пред серийный образец, с официальным названием F-22 Raptor полетел в 1997-м году. Три года конструкторы дорабатывали самолёт до боевой годности.

С ним возникла масса проблем. Особенно с программным обеспечением. До кучи, у ВВС появились новые требования. Было решено добавить вооружение класса «воздух-поверхность». Уже в 2001 годы был подписан договор на поставку 187 серийных истребителей. Самолёте поступали на вооружение несколькими партиями по 2011 год включительно.

Однако, сокращение заказа в 5 раз подняло стоимость одного самолёта до 150 миллионов долларов за штуку. Это F-22 самым дорогим самолётом в своём классе. F-22 был создан только для воздушного боя против истребителей СССР, при этом находясь на ступеньку выше в технологическом плане. Поэтому заказ и был сокращён до 187 самолётов.

Сейчас же 90% F-22 простаивают, расходуя бюджет, так как требуют должного обслуживания в период хранения, по причине отсутствия задач для них. Законом США, экспортировать F-22 запрещено. Хотя ближайшие союзники США проявляли заинтересованность в покупке.

Только лишь в 2014-м году, впервые, F-22 были отправлены на задание в Сирию. Они должны были провести разведку и нанести удары по наземным целям. Задание было странным. Какой смысл отправлять дорогущий F-22 на задание, с которым легко могли справится истребители предыдущего поколения?

Создание истребителя пятого поколения в СССР началась одновременно с американской программой ATF. Но требования были другие. Американцам был необходим чистый истребитель, а в СССР желали получить многофункциональную машину. Предполагалось, что новая машина сможет заменить все типы истребительей предыдущего поколения.

В 1986-м году началась программа разработки многофункционального истребителя для фронтовой авиации, под обозначением И-90. Несмотря на то, что программа официально стартовала в 1986-м, ОКБ МИГ уже в 70-х начало концептуальную проработку. Итогом стал прототип МИГ-1.44.

ОКБ Сухого не принимало участия в программе И-90. Оно начало собственные исследования технологий для истребителя пятого поколения. Результатом этих исследований стал прототип С-37. Позже, получивший имя Су-47 «Беркут».

В СССР в 1985-м перспективные военные разработки стали терять финансирование, а позже стали дорабатываться за собственный счёт ОКБ. Это привело к замедлению работ. Из-за кризиса 90-х первый полёт МИГ-1.44 откладывали 10 лет. А потом он и вовсе перестал соответствовать времени.

2000 году программу запустили повторно, только под названием И-21, позже ПАК-ФА – Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. На конкурсных испытаниях победило ОКБ Сухого. В 2004-м был представлен первый проект истребителя с индексом Т-50.

Техническое задание программы ПАК-ФА отражало характеристики истребителей противника. А это Eurofighter Typhoon и F-22 Raptor. Прототип Т-50 должен был взлететь к концу 2009 но реально полетел в 2010. Это говорило о том, что всё идёт по плану.

До 2017 года проходили лётные испытания. В испытаниях в общем учувствовало 10 прототипов. В каждый из прототипов постепенно добавляли новые двигатели, РЛС, авионику, комплекс радиоэлектронной борьбы.

Изменяли даже композитные материалы и саму конструкцию. Крайний пред серийный Т-5011 поднялся в 6 августа 2017. Название ему дали СУ-57. Сейчас серийное производство идёт полным ходом. К 2028 году в войска должно поступить 76 истребителей Су-57.

Планер F-22 имеет интегральную компоновку и специальную конструкцию воздухозаборников. На 40% F-22 из титана. На 25% из композиционных материалов. На 35% из алюминиевых сплавов.
Большая часть корпуса самолёта обшита радиопоглощающими материалами и покрыта специальной краской, в том числе и беспереплётный фонарь кабины, который покрыт
золотым напылением.

Интересно то, что модель самолёта спроектирована на специальном компьютере компании Cray Research. Полная длина истребителя 18,9 м. Высота с учётом V-образного хвостового оперения около 5 метров. Размах крыльев трапециевидной формы 13,5 метров. Сухая масса F-22 составляет 19,7 тонны.

Компоновка планера Су-57 такая, как и у F-22. Треугольное крыло плавно переходит в фюзеляж. Цельноповоротное горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение. Конструкция Су-57 очень удачна. Вместительные внутренние отсеки для вооружения. Крайне эффективно снижена площадь рассеивания.

Сведения о габаритах пока засекречены, поэтому данные отличаются в разных источниках.
Полная длина около 20-ти метров. Размах крыльев около 14 метров. Высота 4,7 метра. Масса сухого СУ-57 около 18,2 тонны.

F-22 оборудован двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой и изменяемым вектором тяги в вертикальной плоскости. Вернее сказать, по оси тангажа. Плоская форма сопла считается более надёжной и экранирует инфракрасное излучение двигателя значительно лучше. Двигатели развивают тягу 5900 кг на форсаже.

Такую силовую установку значительно легче обслуживать. Да и ремонтопригодность у неё значительно выше чем у классической. Двигатель запускается автоматически бортовыми системами в случае отключения в полёте.

F-22 развивает максимальную скорость в 2410 км/ч, на крейсерском сверхзвуковом режиме – 1960 км/ч. Максимальная дальность полёта 2300 км, с двумя дополнительными баками – 5700 км.

Су-57 оснащён двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой и с управляемым вектором тяги. АЛ-41Ф1 развивает тягу в 15000 тысяч килограмм в режиме форсажа.
Система управления двигателя электронно-цифровая. Система автоматически регулирует впрыск топлива, подачу воздуха и зажигание.

В случае отказа всей электроники, двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолет на базу. Максимальная скорость 2440 км/ч, крейсерская скорость 1710 км/ч. Максимальная дальность полета 3440 километров. С дополнительными подвесными баками 5500 км.

Полезная нагрузка F-22 1116 килограмм ракетного вооружения. Ракеты размещаются во внутренних отсеках фюзеляжа, как и должно быть у стелс-технологии. Установлены четыре узла внешней подвески. На них кроме баков, могут быть установлены ракеты или бомбы. Однако это значительно повышает радиолокационную заметность.

F-22 Raptor имеет в своём арсенале 20-мм шестиствольную пушку с боекомплектом 480 снарядов и скорострельностью около 6000 выстрелов в минуту. Эта пушка разработана ещё в 50-х годах, но до сих является стандартным вооружением боевых самолётов США.

AIM-120 AMRAAM ракета класса «воздух-воздух». При запуске, начальный участок полёта этой ракеты, задаёт РЛС-носителя. На конечной траектории полёта включается встроенная радиолокационная ДСН, и ракета движется к цели самостоятельно.

Последние модификации имеют дальность пуска до 180 км. AIM-9M Sidewinder – управляемая ракета класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. Она так же разработана в 50-х годах и имеет около 20 модификаций. Она до сих пор не снята с производства и является самой массовой в истории. Всего произведено примерно 200 тысяч штук.

F-22 заточен под воздушный бой. Но реальность такова, что в большей степени, современная война требует от истребителя выполнять роль скоростного бомбардировщика. И благодаря комплекту специального оборудования Joint Direct Attack Munition это вполне реально.

Оно крепится к обычным бомбам, тем самым превращая их в высокоточное оружие с умением маневрировать. Так можно, модернизировать любые свободно падающие бомбы весом от 230 до 900 кг. А благодаря высоте сброса 15 км и сверхзвуковой скорости полёта истребителя, радиус действия таких бомб достигает 50 км.

Полезная нагрузка Су-57 — 1310 кг. У СУ-57 два вместительных грузовых отсека, расположенных по тандемной схеме внутри самого фюзеляжа. Они вмещают основное вооружение истребителя. Есть ещё два дополнительных небольших отсека в наплыве крыла.

Истребитель имеет встроенную 30-мм авиационную пушку, созданную на базе ГШ-30.
Масса орудия всего 50 килограмм, что и делает её самой лёгкой среди пушек такого калибра. Скорострельность 1800 выстрелов в минуту. Номенклатура боеприпасов состоит из осколочно-фугасных, зажигательных и бронебойно-трассирующих снарядов.

Р-73 ракета класса «воздух-воздух» малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения. Работает по принципу выпустил и забыл. Предназначена для пуска во время интенсивного маневрирования с большими перегрузками. Ракета КС-172.

Это ракета класса «воздух-воздух» большой дальности. Дальность пуска до 400 км, на высоте 30000 метров. Так же в арсенале есть КАБ-500, падающая бомба с лазерным наведением или по спутниковой навигации.

Встреча этих соперников в будущем вполне вероятна. Предполагаемый сценарий боя может быть таким. F-22 обнаружит СУ-57 первым на дальней дистанции, при этом оставаясь невидимым для противника, и выпустит ракеты. СУ-57 вероятно сможет уклонится от ракет совершив манёвр. Но шансы 50/50. После этого на результаты боя окажет основное влияние профессионализм пилотов.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Обновлено: 20.11.2024 — 08:48

7 комментариев

Оставить комментарий
  1. Анжелина Кот

    Они красавцы!

  2. Спасибо за интересные статьи. Очень познавательно!

  3. Статья очень интересно раскрывает сравнение двух самых современных истребителей – американского F-22 и российского Су-57. Детальный анализ характеристик обеих машин помогает лучше понять их сильные и слабые стороны. Особенно впечатлило обсуждение технологий стелс и возможностей маневренности каждого самолета. Однако возникает вопрос: насколько актуальны эти данные в свете недавних обновлений и модернизаций, которые происходят в обеих странах?

  4. До чего же интересно. Как много я не знаю! Как много хочется узнать! Спасибо большое за статью!

  5. Елена Иванкина

    Очень интересная спасибо

  6. Елена Иванкина

    Очень интересная статья

  7. Елена Иванкина

    Крутая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *