В 80-х годах американские конструкторы совершили рывок в развитии истребительной авиации. Начало было положено после анализа боевой эффективности истребителей вероятного противника. После начала выпуска Су-27 и МиГ-29 американцы потеряли возможность завоевания господства в воздухе.
Холодная война и желание доминировать во всех сферах, привели к решению создать истребитель следующего поколения, который будет на много лучше имеющегося F-15 Eagle, да и остальных, стоящие на вооружении вероятных противников.
Руководство ВВС США считало, что истребители пятого поколения должны иметь
следующие характеристики.
- 1. Крейсерская скорость обязательно сверхзвуковая и без форсажа;
- 2. Невидимость в широко-частотном диапазоне и инфракрасного излучения;
- 3. Новейший комплекс радиоэлектронного оборудования и авионики.
Программа Advanced Tactical Fighter, началась в 1983-м году и был объявлен тендер. За право производить истребитель нового поколения соперничали семь крупнейших корпораций.
Первым этапом, было проектирование облика истребителя.
По его окончании комиссия ATF определила два кандидата, Lockheed и Northrop. Такое решение было предсказуемо, так как Lockheed уже имели опыт эксплуатации стелс-технологий. Именно конструкторы Lockheed создавали тактический ударный самолёт F-117 Nighthawk.
Northrop же имел опыт с тяжёлым бомбардировщиком B-2 Spirit. Победители первого этапа объединили усилия с некоторыми участниками конкурса. В октябре 1986 были подписаны контракты и работа закипела.
Уже в 1990-м прототипы были готовы к проведению лётных испытаний. Проекту Lockheed присвоили название YF-22A, а Northrop – YF-23A. Модели оснастили новейшими на то время двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой компании Pratt & Whitney и General Electric. Они были участниками конкурса по созданию двигателя истребителя 5-го поколения.
Тестовые полёты в 1991-м году выявили лидерство прототипа Northrop YF-23. Он был лучше не только в скоростных характеристиках, но и радиолокационная заметность у него была меньше, чем у YF-22. Но всё не так просто. У проекта Lockheed с двигателем Pratt & Whitney маневренность была значительно лучше. А это главный фактор в бою против советских истребителей. В итоге победил YF-22.
В 90-х СССР развалился. Решилась одна проблема, но появилась другая. Программа Advanced Tactical Fighter, стоимостью 66 миллиардов долларов, стала никому не нужна. План по закупке 750 самолётов улетел в трубу. Долгих 5 лет власть имущие не могли решиться запустить машину в серию.
Но переговоры МО и представителей Lockheed с Конгрессом завершились положительным результатом. Пред серийный образец, с официальным названием F-22 Raptor полетел в 1997-м году. Три года конструкторы дорабатывали самолёт до боевой годности.
С ним возникла масса проблем. Особенно с программным обеспечением. До кучи, у ВВС появились новые требования. Было решено добавить вооружение класса «воздух-поверхность». Уже в 2001 годы был подписан договор на поставку 187 серийных истребителей. Самолёте поступали на вооружение несколькими партиями по 2011 год включительно.
Однако, сокращение заказа в 5 раз подняло стоимость одного самолёта до 150 миллионов долларов за штуку. Это F-22 самым дорогим самолётом в своём классе. F-22 был создан только для воздушного боя против истребителей СССР, при этом находясь на ступеньку выше в технологическом плане. Поэтому заказ и был сокращён до 187 самолётов.
Сейчас же 90% F-22 простаивают, расходуя бюджет, так как требуют должного обслуживания в период хранения, по причине отсутствия задач для них. Законом США, экспортировать F-22 запрещено. Хотя ближайшие союзники США проявляли заинтересованность в покупке.
Только лишь в 2014-м году, впервые, F-22 были отправлены на задание в Сирию. Они должны были провести разведку и нанести удары по наземным целям. Задание было странным. Какой смысл отправлять дорогущий F-22 на задание, с которым легко могли справится истребители предыдущего поколения?
Создание истребителя пятого поколения в СССР началась одновременно с американской программой ATF. Но требования были другие. Американцам был необходим чистый истребитель, а в СССР желали получить многофункциональную машину. Предполагалось, что новая машина сможет заменить все типы истребительей предыдущего поколения.
В 1986-м году началась программа разработки многофункционального истребителя для фронтовой авиации, под обозначением И-90. Несмотря на то, что программа официально стартовала в 1986-м, ОКБ МИГ уже в 70-х начало концептуальную проработку. Итогом стал прототип МИГ-1.44.
ОКБ Сухого не принимало участия в программе И-90. Оно начало собственные исследования технологий для истребителя пятого поколения. Результатом этих исследований стал прототип С-37. Позже, получивший имя Су-47 «Беркут».
В СССР в 1985-м перспективные военные разработки стали терять финансирование, а позже стали дорабатываться за собственный счёт ОКБ. Это привело к замедлению работ. Из-за кризиса 90-х первый полёт МИГ-1.44 откладывали 10 лет. А потом он и вовсе перестал соответствовать времени.
2000 году программу запустили повторно, только под названием И-21, позже ПАК-ФА – Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. На конкурсных испытаниях победило ОКБ Сухого. В 2004-м был представлен первый проект истребителя с индексом Т-50.
Техническое задание программы ПАК-ФА отражало характеристики истребителей противника. А это Eurofighter Typhoon и F-22 Raptor. Прототип Т-50 должен был взлететь к концу 2009 но реально полетел в 2010. Это говорило о том, что всё идёт по плану.
До 2017 года проходили лётные испытания. В испытаниях в общем учувствовало 10 прототипов. В каждый из прототипов постепенно добавляли новые двигатели, РЛС, авионику, комплекс радиоэлектронной борьбы.
Изменяли даже композитные материалы и саму конструкцию. Крайний пред серийный Т-5011 поднялся в 6 августа 2017. Название ему дали СУ-57. Сейчас серийное производство идёт полным ходом. К 2028 году в войска должно поступить 76 истребителей Су-57.
Планер F-22 имеет интегральную компоновку и специальную конструкцию воздухозаборников. На 40% F-22 из титана. На 25% из композиционных материалов. На 35% из алюминиевых сплавов.
Большая часть корпуса самолёта обшита радиопоглощающими материалами и покрыта специальной краской, в том числе и беспереплётный фонарь кабины, который покрыт
золотым напылением.
Интересно то, что модель самолёта спроектирована на специальном компьютере компании Cray Research. Полная длина истребителя 18,9 м. Высота с учётом V-образного хвостового оперения около 5 метров. Размах крыльев трапециевидной формы 13,5 метров. Сухая масса F-22 составляет 19,7 тонны.
Компоновка планера Су-57 такая, как и у F-22. Треугольное крыло плавно переходит в фюзеляж. Цельноповоротное горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение. Конструкция Су-57 очень удачна. Вместительные внутренние отсеки для вооружения. Крайне эффективно снижена площадь рассеивания.
Сведения о габаритах пока засекречены, поэтому данные отличаются в разных источниках.
Полная длина около 20-ти метров. Размах крыльев около 14 метров. Высота 4,7 метра. Масса сухого СУ-57 около 18,2 тонны.
F-22 оборудован двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой и изменяемым вектором тяги в вертикальной плоскости. Вернее сказать, по оси тангажа. Плоская форма сопла считается более надёжной и экранирует инфракрасное излучение двигателя значительно лучше. Двигатели развивают тягу 5900 кг на форсаже.
Такую силовую установку значительно легче обслуживать. Да и ремонтопригодность у неё значительно выше чем у классической. Двигатель запускается автоматически бортовыми системами в случае отключения в полёте.
F-22 развивает максимальную скорость в 2410 км/ч, на крейсерском сверхзвуковом режиме – 1960 км/ч. Максимальная дальность полёта 2300 км, с двумя дополнительными баками – 5700 км.
Су-57 оснащён двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой и с управляемым вектором тяги. АЛ-41Ф1 развивает тягу в 15000 тысяч килограмм в режиме форсажа.
Система управления двигателя электронно-цифровая. Система автоматически регулирует впрыск топлива, подачу воздуха и зажигание.
В случае отказа всей электроники, двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолет на базу. Максимальная скорость 2440 км/ч, крейсерская скорость 1710 км/ч. Максимальная дальность полета 3440 километров. С дополнительными подвесными баками 5500 км.
Полезная нагрузка F-22 1116 килограмм ракетного вооружения. Ракеты размещаются во внутренних отсеках фюзеляжа, как и должно быть у стелс-технологии. Установлены четыре узла внешней подвески. На них кроме баков, могут быть установлены ракеты или бомбы. Однако это значительно повышает радиолокационную заметность.
F-22 Raptor имеет в своём арсенале 20-мм шестиствольную пушку с боекомплектом 480 снарядов и скорострельностью около 6000 выстрелов в минуту. Эта пушка разработана ещё в 50-х годах, но до сих является стандартным вооружением боевых самолётов США.
AIM-120 AMRAAM ракета класса «воздух-воздух». При запуске, начальный участок полёта этой ракеты, задаёт РЛС-носителя. На конечной траектории полёта включается встроенная радиолокационная ДСН, и ракета движется к цели самостоятельно.
Последние модификации имеют дальность пуска до 180 км. AIM-9M Sidewinder – управляемая ракета класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. Она так же разработана в 50-х годах и имеет около 20 модификаций. Она до сих пор не снята с производства и является самой массовой в истории. Всего произведено примерно 200 тысяч штук.
F-22 заточен под воздушный бой. Но реальность такова, что в большей степени, современная война требует от истребителя выполнять роль скоростного бомбардировщика. И благодаря комплекту специального оборудования Joint Direct Attack Munition это вполне реально.
Оно крепится к обычным бомбам, тем самым превращая их в высокоточное оружие с умением маневрировать. Так можно, модернизировать любые свободно падающие бомбы весом от 230 до 900 кг. А благодаря высоте сброса 15 км и сверхзвуковой скорости полёта истребителя, радиус действия таких бомб достигает 50 км.
Полезная нагрузка Су-57 — 1310 кг. У СУ-57 два вместительных грузовых отсека, расположенных по тандемной схеме внутри самого фюзеляжа. Они вмещают основное вооружение истребителя. Есть ещё два дополнительных небольших отсека в наплыве крыла.
Истребитель имеет встроенную 30-мм авиационную пушку, созданную на базе ГШ-30.
Масса орудия всего 50 килограмм, что и делает её самой лёгкой среди пушек такого калибра. Скорострельность 1800 выстрелов в минуту. Номенклатура боеприпасов состоит из осколочно-фугасных, зажигательных и бронебойно-трассирующих снарядов.
Р-73 ракета класса «воздух-воздух» малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения. Работает по принципу выпустил и забыл. Предназначена для пуска во время интенсивного маневрирования с большими перегрузками. Ракета КС-172.
Это ракета класса «воздух-воздух» большой дальности. Дальность пуска до 400 км, на высоте 30000 метров. Так же в арсенале есть КАБ-500, падающая бомба с лазерным наведением или по спутниковой навигации.
Встреча этих соперников в будущем вполне вероятна. Предполагаемый сценарий боя может быть таким. F-22 обнаружит СУ-57 первым на дальней дистанции, при этом оставаясь невидимым для противника, и выпустит ракеты. СУ-57 вероятно сможет уклонится от ракет совершив манёвр. Но шансы 50/50. После этого на результаты боя окажет основное влияние профессионализм пилотов.
Они красавцы!
Спасибо за интересные статьи. Очень познавательно!
Статья очень интересно раскрывает сравнение двух самых современных истребителей – американского F-22 и российского Су-57. Детальный анализ характеристик обеих машин помогает лучше понять их сильные и слабые стороны. Особенно впечатлило обсуждение технологий стелс и возможностей маневренности каждого самолета. Однако возникает вопрос: насколько актуальны эти данные в свете недавних обновлений и модернизаций, которые происходят в обеих странах?
До чего же интересно. Как много я не знаю! Как много хочется узнать! Спасибо большое за статью!
Очень интересная спасибо
Очень интересная статья
Крутая статья