Приветствую! Сегодня поговорим с вами о вертолётах. Вертолеты коренным образом изменили военную тактику, появившись над полем боя Корейской войны. Сегодня вертолёты уверенно занимают свою нишу в военной и гражданской авиации.
Чтобы быть лучшими, машины должны показать всё, на что способны. Продемонстрировать лучшие характеристики. В различных климатических условиях, с максимальной нагрузкой, под огнём противника и на пределе возможностей.
Предлагаю вашему вниманию восемь лучших в мире вертолётов. Критериями отбора станут техническое совершенство конструкций, объёмы производства, легендарная история и главный и опыт применения в военных конфликтах.
Содержание
МИ-8
Самый легендарный Ми-8. Ми-8, и ничего добавлять не нужно. Ни разработчика, ни производителя, никаких индексов упоминать не нужно, и так всё понятно, Ми-8 есть Ми-8. Это самый легендарный вертолёт в мире, подлинный шедевр, созданный в 1961 году под руководством Михаила Леонтьевича Миля.
В конструкторском бюро было создано несколько шедевров, включая Ми-12, который установил непобитый до сих пор мировой рекорд грузоподъемности – 40 тонн на высоту 2200 метров.
Но Ми-8 самый легендарный.
Широко используется более чем в 50 странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач. МИ-8 — это подлинный трудяга, безотказный работник на гражданской и ратной службе. За всё время производства выпущено более 12 тысяч МИ-8.
Тоже мировой рекорд среди двухмоторных вертолётов. Хоть и создан вертолёт более чем полвека назад, до сих пор он пользуется спросом, собирая покупателей со всех регионов мира.
Всего насчитывается три десятка военных и гражданских модификаций.
Эксплуатируют его, как разведывательный вертолёт, миноукладчик, танкер, воздушный командный пункт и санитарный вертолёт. Вертолёт Ми-8 обладает большой степенью универсальности и выдерживает условия как морозной Сибири, так и знойной Сахары. Заменить легендарный вертолёт пока нечем.
Ми-24
Ми-24 и его многочисленные модификации — самый массовый ударный вертолёт в мире. Всего с 1970-х годов построено более 3500 машин. В войсках прозвали эти машины прозвали крокодилами за характерный хищный профиль.
Боевой Крокодил Ми-24 военный вертолет на RUTUBE
Сегодня различные модификации Ми-24 стоят на вооружении более 60-ти стран мира. Они принимали участие в десятках войн и конфликтов по всему миру. Последняя модификация Ми-35 применяется в боевых действиях на территории Сирии
Сейчас трудно предположить, когда крокодил, впервые поднявшийся в воздух в 1969-м, будет выведен из эксплуатации. Однозначно не скоро. Визитной карточкой Ми-24 стали его поразительная надёжность и ремонтопригодность.
Во время войны в Афганистане нередки были случаи, когда лётчики и техники восстанавливали повреждённую в бою машину своими силами, чуть ли не на коленке.
Вторая особенность Крокодила — оружие.
В зависимости от модификации он несёт встроенное или подвесное стрелково-пушечное вооружение, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 килограммов.
Пулеметы, ракеты воздух-воздух. Один вид ощетинившегося ракетами Ми-24 с басовитым гудением, идущего на позиции противника, неоднократно обращал его в бегство.
И, наконец, «Крокодил» — самый быстрый серийный вертолет в мире. Еще в 1978 году советский летчик-испытатель Гурген Карапетян установил на Ми-24 абсолютный рекорд скорости для машин этого типа – 368,4 км в час.
Boeing CH-47 Chinook
Самый запоминающийся — Boeing CH-47 Chinook. Важное свойство армии любой страны — ее мобильность. Если смотреть на транспортировку личного состава военных, то весомую роль в этом процессе играют вертолеты.
Особенно в таком перемещении была потребность во время Вьетнамской войны. Горный рельеф и большие перепады температур мешали осуществить переброску солдат другим способом. На выручку солдатам пришел вертолет Чинук, который был создан по оригинальной продольной схеме с применением двух несущих винтов.
Во время спасательных операций был установлен рекорд. На борт вертолёта приняли 147 беженцев. Этот аппарат получил сленговое прозвище «летающий вагон». Его не бросали на поле боя, специализация CH-47 заключалась в транспортировке груза с кораблей на наземные базы.
Интересный факт, что во время Вьетнамской войны чинуки эвакуировали подбитой техники на общую сумму 3 миллиарда долларов. До сих пор вертолёт остаётся на вооружении многих стран
и активно эксплуатируется.
AH-64 Apache
Знаменитый американский AH-64 Apache, основной ударный вертолёт армии США с середины 1980-х, до сих пор занимает вторую строчку в рейтинге самых массовых машин своего класса.
Всего построено более 2000 индейцев. За последнее десятилетие конструкторы довели платформу до совершенства. Крайняя модификация Апача оснащена современнейшей системой управления полётом.
Композитными лопастями, новыми двигателями, улучшенным радаром и может управлять беспилотными летательными аппаратами. Основное вооружение Апача — 30-мм автоматическая пушка, противотанковые ракеты Hellfire, неуправляемые 70-мм реактивные снаряды и ракетные комплексы «Стингер» для воздушного боя.
Однако этот вертолет используется не только в качестве ударной машины. Как показал опыт вооруженных конфликтов в Средней Азии и на Ближнем Востоке, AH-64D может выполнять функции командного вертолета и координировать взаимодействие между тактической авиацией и сухопутными частями.
А высокоэффективная электронно-оптическая система ТАЦ, установленная на носу Апача, позволяет лётчикам прекрасно ориентироваться на местности в любое время суток. Это делает машину хорошим ночным разведчиком.
HAL LCH
Разработанный в Индии мультизадачный вертолёт, он может уничтожать живую силу и технику противника, обеспечивать воздушную поддержку, разведку и сопровождение.
Также его конструкция специально предназначена для операций в горных местностях.
Скорость боевой машины не такая большая — всего 280 км в час, что легко компенсируется манёвренностью. Он оснащён 20-мм пушкой, противотанковыми
ракетами, несколькими разнотипными бомбами и снарядами воздух-воздух.
Стоит на вооружении ВВС Индии.
OH-1 Ninja
Японский разведывательно-ударный вертолёт OH-1 Ninja — один из самых компактных и легких в мире. Вес всего 2,4 тонны, что сопоставимо с крупными гражданскими
внедорожниками.
Таких показателей удалось достичь благодаря широкому применению в конструкции
OH-1 композитных материалов. Узкий фюзеляж шириной около метра снижает уязвимость от огня с земли во фронтальной проекции, а благодаря габаритам, общая длина 13,4 метра, высота 3,8 метра.
«Ниндзя» приземляется даже на очень небольшие площадки. Выпущено около сотни вертолетов этого класса. Все они находятся на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии.
Встроенного оружия японец не имеет, однако оснащен четырьмя точками подвески для ракетного, пушечного или бомбового вооружения. Впрочем, боевая нагрузка у этого вертолета невелика — чуть больше 130 килограммов.
Основная задача OH-1 — разведка. Специально для этой машины разработали гидростабилизированную систему наблюдения, в которую входит цветная телевизионная подсистема, способная работать в условиях низкой освещенности.
Лазерный дальномер и тепловизор обзора передней полусферы.
Ка-52 «Аллигатор»
Российский Ка-52 «Аллигатор» и его военно-морской собрат К-52К Катран — единственные в мире серийные боевые вертолеты с системой катапультирования. Кроме того, у этих машин бронированная кабина.
Ка-52 «Аллигатор» (Танец в Небе). на RUTUBE
Эти два фактора в сочетании с полностью дублированной между двумя членами экипажа системой управления превращают К-52 в самый защищенный вертолет в мире. В марте 2016-го несколько аллигаторов армейской авиации перебросили на авиабазу Хмеймим в Сирии, где они участвуют в различных операциях.
Лётчики армейской авиации в К-52 влюбились сразу. Соосная схема расположения несущих винтов обеспечила аллигатор выдающимися лётными характеристиками эта машина устойчива к боковому ветру и сложным метеоусловиям, может выполнять сложные манёвры и лететь вперёд даже боком.
Вооружение К-52 достаточно стандартное для российских ударных вертолетов, за исключением противотанковых ракет «Вихрь», разработанных специально для Камовской техники.
Высокая сверхзвуковая скорость этих боеприпасов до 610 метров в секунду снижает уязвимость при атаке и позволяет за один заход уничтожить несколько целей. Для преодоления дистанции в 4 километра ракете необходимо всего 9 секунд, американская дозвуковая вертолетная Neptune Hellfire покрывает то же расстояние за 15 секунд.
Boeing SB-1 Defiant
Вертолет будущего Сикорский Boeing SB-1 Defiant. В прошлом году в США компания Boeing показала видео испытания инновационного вертолета Сикорский Boeing SB-1 Defiant. Дерзкий.
Примечательным является то, что вертолет достиг скорости в 240 км в час, которая является критической для винтокрылых машин с одним верхним ротором.
Но не для инновационного SB-1 Defiant. Предполагается, что его крейсерская скорость будет
превышать 400 км в час, что даст вертолёту совершенно новые возможности. Именно поэтому за его испытаниями так пристально следят многие разработчики во всём мире.
Ожидается, что SB-1 Defiant привнесёт новые тенденции в развитии авиации и вертолётостроения.
Новшество этой винтокрылой машины состоит в том, что у него работают сразу три ротора. Два основных расположены сверху и вращаются в противоположных друг другу направлениях.
Это уравновешивает профиль подъема с обеих сторон и позволяет летательному аппарату летать намного быстрее, вдвое больше скорости обычного вертолета, сохраняя при этом отличную управляемость и маневренность.
Третий ротор, установленный сзади, играет роль толкателя. Это позволяет вертолёту быстро взлетать и набирать скорость, не наклоняясь вперёд.
Еврокоптер
Тайгер Европейский ударный вертолет Еврокоптер Тайгер, стоящий на вооружении Германии, Франции, Испании и Австралии, считается одним из лучших в мире по дальности полета без подвесных топливных баков.
На одной заправке он преодолевает около 800 километров. Фюзеляж на 80% состоит из полимерных композитных материалов на основе углеродного волокна и кевлара, поэтому вертолет лёгкий — около трёх тонн — и малозаметный для радаров.
«Тигр» вооружён встроенной 30-мм пушкой, управляемыми и неуправляемыми ракетами на внешних точках подвески. Для своей весовой категории машина очень неплохо защищена благодаря конструкции вертолет сможет продолжать полёт даже после поражения 23-мм осколочно-фугасным снарядом.
Характерная особенность – переднее расположение места пилота, рабочее место оператора сзади, при этом кресла членов экипажа смещены в противоположные стороны относительно продольной оси машины для обеспечения лучшего переднего обзора оператора с заднего кресла.
Mи-28НМ – ночной охотник
Ночной модернизированный – это новейшая модификация ночного охотника,
разработка которого началась в 2009 году. В ней учтены все замечания, которые получил Mi-28N во время государственных испытаний.
Ми-28НМ МАКС 2019 RF-13489 на RUTUBE
Разработчики сделали многое, чтобы экипажу ночного охотника было удобнее работать, особенно в темноте. У вертолёта появилась новая прицельно-поисковая
система. Бронированная кабина защищает экипаж от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 миллиметров.
Концепция воздушного танка подразумевает возможность использования на вертолете
широкой номенклатуры вооружения. По-прежнему в арсенал Ми-28НМ входят различные типы управляемых и неуправляемых ракет.
Новый вертолет получил первую в стране многофункциональную вертолетную ракету класса воздух-воздух-воздух-поверхность с головкой самонаведения. Ракета отличается повышенной дальностью, что позволяет экипажу уничтожать цели, не заходя в опасную зону.
Какой вертолет вам понравился больше всего и какой, по вашему мнению, прослужит больше всего? Оставляйте свое мнение в комментариях.
Интересная и полезная статья, советую почитать
Спасибо за статью, было очень интересно , аллигатор это сила)))
Интересная статья, давно хотел разобраться в современных боевых самолётах. Спасибо за чёткое изложение, многое стало понятнее. Будете ли писать о перспективных разработках в этой сфере?
Познавательная статья. Спасибо автору.
Полезная статья.
Полезная статья.
Спасибо за статью! Очень впечатляюще! Такие махины! Красавцы!
Сила и мощь. Интересная статья спасибо
Спасибо!!!Очень интересно узнать о различных моделях и их характеристиках. Особенно впечатляют возможности “Апача” и “Ми-28”, которые доказали свою эффективность в боевых условиях. Такие материалы помогают лучше понять современное вооружение и его роль на поле боя.
Вот это мощь! Написано впечатляюще
Вот это мощь! Страшная сила!