Northrop B-2 Spirit История создания

5
(53)

Герой этой статьи, окутанный завесой секретности, самый дорогой серийный самолёт в истории. Детище американской компании Northrop Grumman, тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit.

Исторический контекст

История появления B-2 Spirit берёт начало в 70-х годах 20-го века, после отмены программы по серийному производству бомбардировщиков B-1A. ВВС США создали техническое задание на создание малозаметного стратегического бомбардировщика.

Определение разработчика

На предложения ВВС отозвались крупнейшие американские авиапроизводители. Среди них был Boeing, Lockheed, Northrop, Rockwell и McDonnell Douglas. Предварительный конкурс прошли проекты фирм Lockheed и Northrop. Оба проекта выполнили по схеме «летающее крыло».

Однако проект фирмы Lockheed не в полной мере соответствовал требованиям ВВС США к новому самолёту. Плюс мощности Lockheed уже заняли в производстве ударного самолёта F-117, который также изготовили по технологии стелс.

Учитывая эти обстоятельства, а также то, что Northrop уже имела опыт в создании самолёта по схеме «летающее крыло», последним и отдали предпочтение. Уже в 1981 году подписали контракт на разработку бомбардировщика-невидимки под кодовым названием ATB.

Первый полёт

Спустя шесть лет, в 1987 году, будущему самолёту присвоили официальное название B-2. В этом же году должен был состояться первый полёт, но всё затянулось. Первый полёт состоялся 17 июля 1989 года.

В ходе испытаний первого опытного образца вносились многочисленные изменения в конструкцию, что привело, в том числе, и к удорожанию стоимости самолёта. На старте проекта заявленная стоимость одного серийного самолёта составляла около 530 миллионов долларов, но к концу 1990 года эта сумма приблизилась к 900 миллионам.

Первые поставки в ВВС

Позднее и вовсе перешагнула психологический рубеж в 1 миллиард долларов за один серийный самолёт. Первые серийные В-2 начали поступать в американские ВВС в конце 1993 года, а спустя четыре года их численность была доведена до 19 самолетов.

Все бомбардировщики разместили на авиабазе Whiteman, где дислоцируется 509-е бомбардировочное авиакрыло. Оно знаменито тем, что в 1945 году именно их самолеты сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Авиабазу Whiteman выбрали постоянным местом базирования В-2. Для этого здесь была создана целая инфраструктура по обслуживанию этих запредельно дорогих и нежных самолетов. Дело в том, что окружающая среда и ультрафиолет негативно влияют на специальное радиопоглощающее покрытие планера и размещенную на самолёте аппаратуру.

Всего построили 21 индивидуальный ангар, каждый из которых оборудовали собственной системой кондиционирования и пожаротушения. При строительстве ангаров применили композитные и радиопоглощающие материалы.

Удорожание проекта

Изначально планировалось, что В-2 полностью заменит в строю бомбардировщик В-52, созданный еще в 50-х годах. По программе ATB ВВС США планировали закупить более 130 самолетов, но этому не суждено было сбыться.

Всего построили 21 самолет. Повлияла, прежде всего, постоянно дорожающая стоимость самолета. По разным данным, только проектные и исследовательские работы по созданию бомбардировщика обошлись американским налогоплательщикам в 20 миллиардов долларов.

И с каждым годом на финансирование программы требовалось все больше денег. К тому же вновь запустили программу разработки бомбардировщика В-1В. Плюс исчез самый главный потенциальный противник.

И теперь Пентагон больше не смог прикрываться перед Конгрессом более несуществующей империей зла.

Была и вовсе показательная история, которая чуть не поставила крест над всей программой В-2.

Лётчик-испытатель ВВС США Ларри Нильсон принимал участие в испытаниях МиГ-29, которые достались американцам после объединения Германии. И в одном из полётов оказалось, что радар советского самолёта может видеть В-2 даже на фоне земли.

При этом Нильсон оговорился, что экипаж при этом имеет неплохие шансы уйти из-под атаки перехватчиков, но не уточнил, что он имел в виду. Скорее всего, Ларри не лишён чувства юмора и здравой логики. Конечно, что он имел в виду экипаж, то есть людей, а не самолёт.

Экипаж уйдёт из-под атаки, просто выйдя из самолёта прямо в полёте, ну, а затем истребители просто собьют В-2. Информация о том, что В-2 виден на экранах радаров советских самолётов, быстро просочилась в прессу, и случился большой скандал.

Но правительству удалось отстоять программу, и она не была закрыта. В итоге до 2017 года был построен 21 самолёт В-2. А общие затраты на программу составили более 44 миллиардов долларов по ценам 2004 года. С учетом затрат на проектирование и разработку, стоимость одного самолета составила более 2 миллиардов долларов.

Конструкция самолёта

Давайте посмотрим конструкцию самолета, ведь это самая интересная часть рассказа о нём. Напомню вам, что самолет по проекту должен был быть малозаметным. И в этом самолёте сделали всё для того, чтобы его не было видно на экранах радаров потенциального противника.

Выбор формы корпуса

Бомбардировщик B-2 выполнен по схеме «летающее крыло». У фирмы Northrop был опыт по созданию самолётов по такой схеме. Ещё в 1939 году Джек Нортроп, основатель одноимённой авиастроительной компании, начал работу над проектом самолёта типа «летающее крыло».

Созданный им самолет XB-35, а также его вариант с реактивными двигателями YB-49 и послужили неким прообразом будущего самолета В-2. Незадолго до смерти Нортрупу продемонстрировали В-2, на что он сказал:

“«Теперь я знаю, зачем Господь даровал мне последние четверть века жизни».

Взлет В-2 показал всю его дальновидность и гениальность как авиаконструктора. Схема «летающее крыло» предполагает полное отсутствие горизонтального оперения. Это положительно сказывается на снижении радиолокационной заметности.

Но менять курс в полете самолету каким-то образом необходимо, поэтому в качестве рулей управления используются специальные расщепляющиеся щитки на конечной части крыльев. Во фронтальной и боковой проекции самолет не имеет плоскостей и прямых линий.

В конструкции планера применяются композитные материалы, А некоторые элементы покрыты специальной радиопоглощающей ферритовой краской. Крыло имеет кессонную конструкцию. Передние и задние лонжероны, которые выполнены из титановых сплавов, воспринимают основную часть нагрузок и служат одновременно стенками кессонов.

Таким же образом выполнены и лонжероны центроплана.

Силовая установка

В качестве силовой установки используются четыре турбореактивных двигателя F118JS-100, производства компании General Electric.

Двигатели бесфорсажные и имеют максимальную взлётную тягу по 8600 кг каждой. Силовые установки размещены попарно на верхней плоскости крыла, для меньшей заметности в инфракрасном диапазоне.

Для этого даже сделали плоское сопло, которое должно формировать плоскую струю выхлопа, для быстрого её охлаждения. Но всё это не принесло ожидаемых результатов, самолёт всё же заметен в инфракрасном диапазоне с некоторых ракурсов.

Система управления и экипаж

На бомбардировщике В-2 установлена электродистанционная система управления, она в том числе компенсирует отсутствие вертикального киля, который нужен для стабильности по курсу. Благодаря многочисленным датчикам автоматика сама контролирует пространственное положение самолета и выдает корректирующие команды на механизацию крыла.

Самолет пилотируется двумя членами экипажа. Лётчики попадают в кабину через нишу передней створки шасси. На остекление кабины нанесен специальный состав с применением золота, который уменьшает воздействие радиационного облучения и вспышки при ядерном взрыве.

Вооружение

Максимальная боевая нагрузка самолета 23 тонны, а после модернизации в 2009 году эта цифра возросла до 27 тонн. Но на практике возят с собой не более 18 тонн бомбовой нагрузки. Боеприпасы размещаются в двух закрытых внутренних отсеках.

Это могут быть как ядерные, так и обычные бомбы, свободно падающие или с лазерным целеуказанием, а также возможно применение крылатых ракет. По задумке военных всего пара бомбардировщиков B-2 Spirit могла выполнить то же задание, что и целая авиагруппа в составе 20 самолетов другого типа.

Но на деле оказалось все совсем не так, как это преподносилось американским конгрессменам. B-2 применялся только после подавления ПВО противника с помощью крылатых ракет Tomahawk и истребителей бомбардировщиков наземного и морского базирования.

Никто не желал брать на себя риск потерять золотые во всех смыслах бомбардировщики. Но в таком случае В-2 не имеет никаких преимуществ перед старым В-52 и относительно новым В-1В, которые могут выполнить те же боевые задачи с таким же успехом, и главное дешевле.

Сверхзатраты на обслуживание и применение В-2 при этом выглядят тем более неуместными. Но раз уж создали грозную дубину, значит и махать ею надо.

Боевое применение

С момента принятия бомбардировщика В-2 на вооружение он успел поучаствовать в нескольких военных операциях.

Впервые это произошло во время операции НАТО против Союзной Республики Югославия в 1999 году. Бомбардировщики совершали боевые вылеты с авиабазы Уайтмен. Эта база распологается в США, и отбомбившись дозаправками в воздухе, уходили обратно на базу. За время операции они сбросили до 600 высокоточных бомб.

Следующей площадкой боевых действий, где применялся В-2 стал Ирак в 2003 году. В-2 совершали боевые вылеты с авиабазы Диаго-Гарсия. Эта база распологается на островах посередине Индийского океана. По разным данным, В-2 совершили от 25 до 50 вылетов и сбросили до 300 тонн бомб.

Ещё В-2 участвовали в военной агрессии против Ливии в 2011 году.

Сколько осталось

К настоящему времени уцелели не все бомбардировщики B-2 Spirit. Официально известно о потере одного самолёта, носящего имя Дух Канзаса.

И это событие даже попало на видео. Самолёт потерпел аварию во время взлёта с авиабазы Андерсон на острове Гуам. Произошло это 23 февраля 2008 года, во время тренировочных полётов. Экипаж вовремя катапультировался и остался в живых.

Расследование показало, что всему виной неправильные показания датчиков приёмника воздушного давления. Скопившийся в повлиял на выдаваемые ими значения. Из-за этого самолёт, раньше чем это было необходимо, оторвался от взлётно-посадочной полосы.

Низкая скорость и увеличенный угол атаки привели к сваливанию и потере высоты. В какой-то момент даже могло показаться, что самолёт застабилизировался и сможет продолжить горизонтальный полёт. Но из-за невысокой тяги вооружённости, бомбардировщик, пролетев ещё около 300 метров, левым крылом коснулся земли и развалился.

Действия экипажа признали правильными, после моделирования такой же ситуации на тренажере. Спасти самолет было невозможно. В интернете можно встретить упоминания о якобы сбитых двух B-2 Spirit над территорией Югославии в 1999 году.

Сомнительный случай сбития

Но никаких фото и видеосвидетельств об этом вы не найдете. Помните ту знаменитую историю о сбитом F-117 в 40 километрах от Белграда? Весь мир облетели фотографией с обломками американского самолета-невидимки.

Так вот, F-117 меньше В-2 в разы, как вы можете видеть на фото. Соответственно, обломков было бы значительно больше, но их нет и, скорее всего, не было. B-2 Spirit состоит на вооружении ВВС США уже более 20 лет.

Модернизация и перспективы

За это время весь парк самолетов уже успел пройти модернизацию. Обновилось бортовое оборудование и программное обеспечение. А самое заметное изменение — новый радар с активной фазированной антенной решеткой.

Особенность такого радара в том, что при первом же его включении самолет тут же засветится на радарах противника. А это, вероятно, означает, что на концепцию стелс Пентагон уже особо-то и не полагается.

Cамолет невидимка Northrop B-2 Spirit на сумму 2 миллиарда долларов на RUTUBE

В любом случае, для современных российских ЗРК стелс-самолеты не являются проблемой. B-2 Spirit на ближайшие десятилетия так и останется самым дорогим авиационным проектом в истории. Да и самым неоднозначным, наверное, тоже.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 53

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Обновлено: 17.01.2025 — 12:28
  1. Резник Татиана Александровна

    Какие формы непривычные. Насколько гениальным нужно быть, чтоб дойти до такого

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *