Ту-160 История “Белого лебедя”

5
(35)

Введение

10 сентября 2008 года на авиабазе «Либертадор» в Венесуэле приземлился большой белый самолет. Он имел необычный вид с непривычными обводами, а на киле красовалась красная звезда. Это был самолёт из России. Он летел 13 часово, преодолев Атлантику.

Лётчики дали ему прозвище «белый лебедь». По классификации НАТО «блэкджек». На русский язык это переводится как “Чёрный валет”.

23 декабря 1981 года, в штаб кватиру ЦРУ поступило совершенно секретно донесение.

“18 декабря в Жуховском совершил первый полёт новейший советский стратегический бомбардировщик.”

Американцам удалось получить изображение первого межконтинентального сверхзвукового самолета-ракетоносца, несущего атомное оружие, лишь год спустя. Во время испытаний двигателей.

Ту-160 на RUTUBE

Исторический контекст

История создания Ту-160 берёт своё начало в середине 50-х годов прошлого века. Это был период начала Холодной войны. По обе стороны атлантического океана набирала обороты гонка вооружений.

Серьёзный прогресс в развитии реактивной авиации и зенитных ракет, вывели на новый уровень противостояние средств защиты и нападения. Меча и щита. Главным аргументом в этом противостоянии стала ядерная бомба.

2
Т-108

Необходимо было лететь быстрее, выше и дальше всех чтобы донести ее до противника. Именно эти задачи определили направление работы ОКБ под руководством Андрея Николаевича Туполева. Именно в ОКБ Туполева, в 1952 году начались поиски облика сверхзвукового стратегического носителя ядерной бомбы.

Проект 108 стал первым результатом этих поисков. Это был межконтинентальный бомбардировщик, способный достичь территории США, атаковать цель и вернуться на базу. Не мног позже появился более совершенный проект 135.

3

Тогда, однако, победили зенитные ракеты «NIKE Hercules» и сверхзвуковые перехватчиков «Delta Dart». Вероятность преодолеть такой заслон, даже на сверхзвуке в стратосфере, была минимальна. Проекты 108 и 135 сдали в архив, но не забыли о них.

С чего всё начиналось

Именно работы по Ту-108, Ту-109, а в большей степени по Ту-135 сформировали взгляд КБ на перспективы дальнейшего развития сверхзвуковых, многорежимных, многоцелевых самолетов стратегической авиации. Общие взгляды по тактическому использованию и конструктивным решениям.

Но тогда, было решено, возложить задачи по доставке ядерных боеприпасов на МБР. Однако, после Карибского кризиса, стало понятно, что стратегические бомбардировщики наиболее гибкое средство доставки, чем МБР.

Дело в том, что отправив самолеты кв сторону противника, можно показать ему свою решимость. И за то время, пока самолёты летят к цели, руководители государств имеют возможность договориться о мирном решении разногласий.

И если договориться удалсь, то есть возможность вернуть самолёты., отменив боевое задание. С МБР это невозможно. После прихода к власти Леонида Ильича Брежнева, руководство страны приняло решение о техническом переоснащении ВС. И в первую очередь, авиации.

В 1957 году в США началась разработка бомбардировщика В-1. Это был принципиально новый носитель ядерного оружия. Тогда и в СССР встал вопрос о создании нового стратегического самолета. Военный паритет, сложившийся между США и СССР, оказался под угрозой.

Начало проектирования

Василий Решетников — командующий дальней авиацией, хорошо понимал необходимость создания стратегического авиационного комплекса четвертого поколения. Былии изучены три предложения трех генеральных конструкторов.

Первоначально, задание по разработке самолёта, дали ОКБ Сухоко и Мясищева. Но позже, решающую роль сыграл богатый опыт КБТуполева в области создания тяжелых ударных самолетов. И в 1974 году, уже после смерти Андрея Николаевича, коллективу его ОКБ, поручили дать достойный ответ противнику.

Техническое задание

Требования командования дальней авиации предъявляемые к новому самолету были довольно противоречивые. Самолет должна был нести различные ракеты и бомбы. Иметь межконтинентальную дальность полёта и сверхзвуковую скорость на большой высоте.

“Разработать новый самолёт-носитель, обладающий крейсерской скоростью не менее 3500 км в час. Дальность полета в этом режиме определит не менее 13 тысяч километров. Ударное вооружение установить сменное. Ракеты воздушного базирования, а также бомбы свободно падающие и корректируемые.”

При этом, задавались возможности прорыва ПВО противника на малой высоте и приемлемые взлётно-посадочные характеристики. По сути, в одном задании прописывались характеристики двух разных самолётов. Или одного многорежимного.

Главному конструктору, Валентину Близнюку поручили решение сложнейшей технической задачи. Специалисты ОКБ «Туполево» вместе с учеными ЦАГИ проработали несколько десятков аэродинамических компоновок. И выход был найден.

Интегральная компановка и изменяемая стреловидность крыла

Интегральная компоновка, при которой крыло и фюзеляж имели плавные сопряжения, обеспечивала большой запас топлива. Потому что это позволяло создать большие внутренние объемы для баков.

Плюсом, интегральная компоновка снижала радиолокационную заметность самолёта и улучшала обтекание. А крыло изменяемой стреловидности обеспечивало многорежимность применения самолёта. Проекту присвоили обозначение ТУ-160.

Однако большие сложности вызывало проектирование именно изменяемой стреловидности. Так как сложность конструкции не позволяла избавиться от больших весовых издержек. Туполева часто критиковали за некоторый консерватизм.

Однако, проверенные временем решения не годились для ракетоносца четвертого поколения. Почти всё нужно было создавать впервые. Более 800-та предприятий, институтов, профильных КБ, заводов работали в кооперационной связке.

Определившись с принципиальными решениями, конструкторы приступили к проработке деталей. Не маленький Ту-160 должен был обладать управляемостью истребителя, с учетом широкого спектра тактических задач.

Электродистанционная система управления

На нем внедрили электродистанционную систему управления. Это было инновационным решением в то время. У Ту-160 была ручка управления вместо штурвала. Молодые понимали, что дело за ручкой управления, а старшему поколению подай штурвал.

Хотя он там не нужен, потому что физических усилий не надо было. Самолёт слушался даже не ручки управления, а мыслей пилота, стоило только подумать о том, что ты желаешь изменить режим, как самолёт очень чутко на это реагировал.

На Ту-160 используется более 100 цифровых вычислителей. Они решают самые разнообразные задачи. От управления центровкой до выдачи координат системам наведения крылатых ракет.

Первый полёт

Ту-160 собирали в центре Москвы на набережной Яузы в опытном производстве ОКБ прямо в центре Москвы на набережной Яузы. Это был первый экземпляр. Потом машину перевезли на трейлерах в подмосковный Жуковский, предварительно разобрав

Провели многочисленные наземные проверки. И экипаж в составе летчиков-испытателей Бориса Веремея и Сергея Агапова и штурманов-испытателей Анатолий Еременко и Михаила Козела поднял его в воздух.

18 декабря 1981 года, огласив аэродром ураганным ревом двигателей, самолет взмыл в небо. Это был эффектный старт. Такого не могли припомнить даже аэродромные сторожилы. Однако, еще до начала испытаний в западном авиационном издании появился снимок.

На фотографии была запечатлена стоянка на аэродроме ЛИИ. Около всем знакомого Ту-144 был виден незнакомый самолет, внешне похожий на американский Б-1. Но сходство было только внешнее.

На самом деле они совершенно разные. Ну, я же не говорю о размерности. У них самолет, как летательный аппарат, более примитивный, чем у нас. У нас все-таки более совершенный.

Тактико-технических характеристик стратегических бомбардировщиков Ту-160 и B-1B Lancer.

ХарактеристикаТу-160B-1B Lancer
РазработчикОКБ ТуполеваRockwell International
Экипаж4 человека4 человека
Длина, м54,144,5
Размах крыла, м55,7 (развернутое) / 35,6 (сложенное)41,8 (развернутое) / 23,9 (сложенное)
Максимальная взлетная масса, кг275 000216 000
Максимальная скорость, Мах2,051,25
Дальность полета, км1400012 000
Практический потолок, м15 60018 000
ВооружениеКР Х-55, Х-555, Х-101/102, бомбыБомбы различных типов, AGM-158 JASSM
Первый полет19811974
Начало эксплуатации19871986
Количество выпущенных35100

Ту-160, благодаря своей высокой скорости и большему взлетному весу, предназначен для выполнения стратегических задач на больших расстояниях. В то же время B-1B Lancer, обладая меньшей скоростью, выделяется улучшенной живучестью, модернизированными системами радиоэлектронной борьбы и расширенными возможностями использования обычных боеприпасов.

Ударный самолёт должен нести как можно больше средств поражения. Ту-160 способен нести целевую нагрузку массой 22 тонны, на дальность до 14000 километров, со скоростью до 2000 км/ч. Американский B-1B Lancer имеет более скромные характеристики.

B-1B Lancer vs Ту-160 Сравнение стратегических бомбардировщиков СССР и США на RUTUBE

Серийный выпуск Ту-160

В Казани развернули серийный выпуск Ту-160. Предстояло освоить работу с композитами и сварку титана, изготовление клееных трёхслойных панелей и многое-многое другое. Ту-160 спровоцировал настоящую технологическую революцию в авиапромышленности СССР.

Ту-160 обладал уникальными характеристиками. Размах крыла при стреловидности 20 градусов, 55,7 метра. При стреловидности 35 градусов, 50,7 метра. При стреловидности 65 градусов, 35,6 метра. Длина самолета 54,1 метра. Максимальная взлетная масса 275 тонн.

Максимальная скорость на высоте до 2000 км/час, у земли до 1030 км/ч. Практическая дальность до 14000 километров, потолок 15 600 метров. Стандартная целевая нагрузка до 22500 кг.

Что же представляет собой этот самолет

Давайте посмотрим. Бортовая радиолокационная станция расположена в носовой части, под радиопрозрачным обтекателем. Кабина экипажа, два отсека вооружения, неподвижная часть крыла, силовуая балка центроплана к шарнирным узлам, которой крепятся поворотные консоли крыла и гондолы двигателей расположены в центральной части самолёта.

Контейнеры тормозных парашютов и бортовой комплекс обороны “Байкал”, находятся в хвостовом конусе фюзеляжа. “Байкал” позволяет обнаружить средства ПВО противника, заглушить их помехами или поставить за самолетом завесу из ложных целей.

Теплопеленгатор «Огонек» находится в крайней задней части фюзеляжа. Он обнаруживает ракеты и самолеты противника в задней полусфере. Три тормозных парашюта крестообразной формы сокращают послепосадочный пробег самолёта.

Низкорасположенное стреловидное крыло имеет большой корневой наплыв и поворотные консоли. Консоли оснащены мощной механизацией, что способствует повышению взглядно-посадочных характеристик тяжелой машины.

19

Необычным элементом является поворотный гребень в корневой части консоли. Он предназначен для её оптимального сопряжения с центропланом. Гребень синхронно отслеживает поворот консоли от минимальной до максимальной стреловидности.

Горизонтальное оперение представляет собой цельноповоротный стабилизатор. Для снижения радиолокационной заметности, киль выполнен цельноповоротным. Для предотвращения попадания в воздухозаборники осадков и грязи, тележка передней опоры шасси, снабжена щитками.

21

Двигатели

Под руководством генерального конструктора Николая Кузнецова, для Ту-160 созданы самые мощные из применяемых на боевых самолетах двигатели, НК-32. Тяга каждого двигателя на форсаже 25 тонн, а суммарная тяга силовой установки 100 тонн.

Двигатели установлены под крылом попарно в двух гондолах. Воздухозаборники имеют вертикально расположенный управляемый клин-торможения. В наплывной и хвостовой частях фюжеляжа, а также в консолях, расположены топливные баки.

Для улучшения работы двигателей топливо при заправке азотируется специальным агрегатом. А берет Ту-160 суммарно 171 тонну топлива. Именно присутствием азота объясняется характерный бурый цвет выхлопных газов.

Ту-160 оснащен системой дозаправки топливом в полёте, типа шланг-конус. Дозаправка производится от танкеров Ил-78. Штанга убирается в носовую часть фюзеляра после завершения заправки.

Кабина

В передней части кабины размещаются лётчики, а за ними расположены рабочие места штурмана-навигатора и штурмана-оператора. Все члены экипажа в полете находятся в катапультируемых креслах К-36.

Кресла обеспечивают спасение летчиков во всем диапазоне высот полета и даже на земле. Эргономика кабины очень простая, доступная. Только экипаж высочайшей лётной и инженерной квалификации может управлять таким сложнм авиационным комплексом, как Ту-160.

Командиров экипажа Ту-160 сравнивают с командиром атомной подводной лодки. Потому что атомные субмарины имеют почти такой же ядерный арсенал.

На борту Ту-160 для экипажа дальней авиации есть полноценный туалет и мини-кухня. Это сделано впервые. Электрическая печка, для разогрева пищи.

Ха-55

25
Ха-55

Но самолёт это лишь часть авиационного ударного комплекса. Ещё одна часть – это стратегическая крылатая ракета Ха-55. Она оснащена малогабаритной термоядерной боевой частью. Имеет оригинальную аэродинамическую компоновку.

Турбореактивный двигатель выдвигается изнутри ракеты перед сбросом. Оперение и крыло раскрываются уже после отделения от носителя. Ха-55 проходит маршрута на скорости порядка 850 км/ч, на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности .

После пуска над океаном, ракета сначала идет под управлением инерциальной навигационной системы, а над сушей ее радиовысотомеры начинают сканировать подстилающую поверхность. Бортовой компьютер сравнивает полученные данные с заложенной в память цифровой картой. При несовпадении данных ракета маневрирует в поисках заданной территории.

Ракета Х-55 уникальна. Когда она поступала на вооружение, были большие сомнения. Ракеты предыдущих поколений имеют скорость 6000 км/ч. Потолок 20 километров и выше. ,Х-55 имеет скорость 850 км/ч. Летит близко к земле. Не увязывалась логика., но потом по мере узнавания этой ракеты, стало ясно, ракета очень эффективна.

Основными особенностями Х-55 являются малозаметность и выдающуюся дальность. Самые большие ракеты, которые были на вооружении, имели дальность до 600 километров. Х-55 летит более 2,5 тысячи.

Проста в обслуживании. Если сравнивать с ракетами предыдущего поколения. Раньше ракеты обслуживались в специальных комбинезонах, так как очень токсичное топливо. Х-55 заправляется обычным керосином. Как самолёт.

В состав штатного вооружения Ту-160 входят 12 крылатых ракет типа Х-55. Они подвешиваются на двух пусковых устройствах барабанного типа. В каждом их двух отсеков находится по одному барабану с шестью ракетами.

Сценарий групповой атаки Х-55 выглядит примерно так

Перед вылетом в каждую ракету вводится индивидуальное полетное задание. Ещё на земле. В полёте ракеты перестраиваются и “прячутся” друг за друга от локаторов противника. Приблизившись к целям ракеты расходятся.

Если какие-то ракеты обнаруживаются и сбиваются средствами ПВО противника, то преодолевшие заслон ПВО, наносят удар по заданным целям.

Применение обычных и корректируемых авиабомб

Также, Ту-160 может вооружаться обычными и корректируемыми авиабомбами. Для применения обычных и корректируемых авиабомб, самолет оснащен оптико-электронным прицелом. Навигационный комплекс обеспечивает боевую работу Ту-160.

Он включает в себя не только гироскопические приборы, но и систему астроориентации. На Ту-160 впервые в СССР внедрили коррекцию курса по спутникам. Тогда GPS и ГЛОНАСС ещё не существовало.

Становление

Ту-160 был воплощением самых прогрессивных конструкторских решений и технологий авиапромышленности СССР. Он долгие годы не имел себе равных по насыщенности новейшей электроникой и оборудованием.

Но его становление требовало времени. Геополитическая обстановка заставила Министерство обороны пойти на беспрецедентный шаг. Ту-160 решили передать в опытную эксплуатацию в войска.

То есть завершать его испытания предстояло строевым лётчикам. Аэродром Прилуки стал первым местом дислокации Ту-160. Там базировался 184-й гвардейский авиаполк. Летчики и техники изучали конструкцию самолета в цехах Казанского авиазавода.

Двигатель в Куйбышеве на фирме генерального конструктора Николая Кузнецова. Бортовое оборудование на предприятиях, создававших авионику и другие системы.

17 апреля 87-го года два первых серийных самолета прибыли на место постоянного базирования. Головную машину привел лично заместитель командующего 37-й воздушной армии генерал-майор Лев Козлов.

Он стал первым инструктором, который давал допуск к полетам своим подчиненным. Уже через два месяца с борта Ту-160 летчики произвели успешный пуск ракеты Ха-55. Ту-160 начали летать по дальним маршрутам днем и ночью.

Распад СССР

Лишь на треть успели выполнить план серийного выпуска Ту-160 до распада СССР. Дислоцированные в Прилуках стратегические ракетоносцы перешли под юрисдикцию Украины. Ту-160 была уготована участь металлолома.

США подарили Украине специальную гильотину для разделки Ту-160. Она безжалостно разрезала 11 самолетов. Россия осталась практически без новых стратегических ракетоносцев. Машин, поступивших на вооружение авиаполка в Энгельсе, было недостаточно для формирования эффективной тактической группы.

В 99-м году Украина согласилась передать России, в счет долгов за газ, восемь уцелевших от уничтожения ракетоносцев четвертого поколения. 6 ноября 99 года первый репатриированный Ту-160 прибыл в Энгельс. Потом оставшиеся 7.

Таким образом парк увеличился до 16 строевых машин. Они достойно дополнили ядерную триаду вооруженных сил России. Маршруты боевого патрулирования пролегли над Арктикой и акваториями Тихого и Атлантического океанов.

Дальняя авиация России заявила о себе

В мае 2003 года в воздух с авиабазы в Энгельсе были подняты два Ту-160, которые взяли курс на юг. По предварительной договоренности, иранские власти открыли им специальный коридор. По этому коридору “Белые лебеди” вышли в акваторию Индийского океана.

Впервые дальняя авиация России во весь голос заявила о себе в этом регионе. Мировой сенсацией стал полет пары Ту-160 в сентябре 2008 года в Венесуэлу . Пройдя за 13 часов около 10 тысяч километров, Ту-160 достигли берегов Карибского моря.

С авиабазы «Либертадор» российские ракетоносцы совершили пятичасовые полеты в сторону Панамы и Бразилии. Экипажи испытали функционирование систем при повышенной влажности. Оценили специфику работы в тропических условиях.

В 2005 году, после визита на авиасалон МАКС, президент России Владимир Путин совершил на ракетоносце многочасовой полет. После посадки президент с удивлением узнал, что эти ракетоносцы до сих пор находятся в опытной эксплуатации.

Через несколько месяцев Ту-160 официально приняли на вооружение ВВС России. Это дало возможность снять некоторые ограничения на их использование.

Впервые была поставлена задача выполнить две дозаправки по 50 тонн. Полет составил 24 часа 24 минуты. После проверки систем и двигателей, пришли к выводу, что самолет мог летать неограниченное количество времени.

С момента первого полета Ту-160 прошло более 30 лет. 25 лет Ту-160 находится в строю. Чтобы соответствовать требованиям времени самолет необходимо модернизировать. С аэродинамической точки зрения,самолёт безупречен.

А вот радиоэлектронное оборудование, со временем устаревает. Уже прошёл первый этап модернизации самолета Ту-160. После глубокой модернизации самолет еще долгие годы послужит военно-воздушным силам, дальней авиацией.

И на нем еще будет летать не одно поколение летчиков.

Интересный факт.

На заре, авиации было принято самолётам присваивать собственный имена. Как когдато присваивалисобственные имена первым паровозам. Как сейчас, до сих пор присваивают кораблям. Еще в годы Первой мировой войны русские летчики летали на бомбардировщиках с богатырским именем Илья Муровец.

41

Со временем эта традиция бесследно исчезла. Но именно на Ту-160 возродилась традиция присвоения собственных имен. Были увековечены имена людей, внесших решающий вклад в создание самого мощного ударного авиационного комплекса конца 20 века.

Конструктором этого уникального самолёта был Валентин Близнюк. При его непосредственном участии создавался тяжелый бомбардировщик Ту-160. Ту-160 стал вершиной развития военной авиации 20-го века.

Сокрушительная сила Ту 160 Стратегический бомбардировщик Ту 160 Белый лебедь на RUTUBE

Что вы думаете о Ту-160? Пишите в комментариях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 35

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Обновлено: 20.12.2024 — 10:42

10 комментариев

Оставить комментарий
  1. Интересная и полезная статья, советую почитать

  2. Статья о Ту-160 на сайте «Мир авиации» — это настоящий кладезь информации для всех, кто интересуется авиацией. Подробное описание истории создания, технических характеристик и уникальных особенностей этого стратегического бомбардировщика позволяет глубже понять его значимость в мировой авиации. Особенно впечатляет рассказ о процессе модернизации и возобновлении производства Ту-160, что подчеркивает его актуальность и в наши дни. Благодаря таким материалам можно по-новому взглянуть на достижения отечественного авиастроения. Огромное спасибо за столь содержательный и увлекательный материал!

  3. Наталья Дмитриева

    Очень интересно! Позновательно! Спасибо.

  4. Спасибо за статью, узнала много интересного!

  5. Спасибо!!! Статья очень интересная!!!

  6. Константин

    Отличная статья. Это не самолёт, а техническое произведение исскуства

  7. Резник Татиана Александровна

    Так романтично называют машины несущие смерть: белый лебедь, Катюша, тополь

  8. Замечательная статья, благодарю за интересную информацию

  9. Резник Татиана Александровна

    Очень познавательно и написано простым и понятным языком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *