СУ-57 Преступник

5
(3)

Су-57 — российский истребитель пятого поколения

Сегодня мы рассмотрим Су-57, по классификации НАТО Felon, что переводится как «Преступник». Этот самолет, уже стоит на вооружении российской армии. Его разрабатывали в качестве конкурента F-35 и F-22.

В 1970-ых годах в СССР решили создать истребитель пятого поколения. Он должен был быть готов к эксплуатации в середине 90-х годов. Его разрабатывали для замены МиГ-29 и СУ-27. Разработали две концептуальные модели. МиГ-1.44 ОКБ Микояна и С-32 ОКБ Сухого, позже известный как Су-47. Это должен был быть многоцелевой истребитель.

Распад СССР и последовавшие за этим экономические проблемы, поставили крест на этой программе. Однако в 2001 году российские военные решили возобновить программу создания истребителя пятого поколения. Ему присвоили название ПАК ФА.

И снова ОКБ МиГ и ОКБ Сухой вступили в борьбу. Идея МиГа состояла в том, что самолёт должен быть не дорогим и простым в эксплуатации и производстве. Проект Сухого был дороже, но технически более совершенным. В итоге военные выбрали проект Сухого.  

К 2004 году был завершен концептуальный проект, известный как Т-50. Он имел много общего с американским F-22, но был значительно дешевле. В 2005 году началось финансирование, и к 2007 году проектирование было завершено. В 2009 году был построен прототип, а в 2010 году он совершил свой первый полет.

В течение следующих десяти лет было построено еще 10 предсерийных летающих демонстраторов, а в 2017 году самолет был переименован в Су-57.

Машина регулярно страдала вот не до финансирования. Экономические проблемы преследовали проект в годы его становления. Свою роль сыграли и санкции, объявленные после присоединения Крыма в 2014 году.

Тем не менее, в 2020 году самолет официально поступил на вооружение. Это был амбициозный самолёт. Конструкция СУ-57 должна была превзойти МиГ-29.

Внешне, СУ-57 очень похож на западные модели самолётов 5-го поколения.

Специалисты считают, что конструкция планера СУ-57 имеет много преимуществ. Она обеспечивает хорошую манёвренность, больший максимальный потолок, высокую скорость полёта и обладает стелс-характеристиками.

В то время как в Китае и Америке разработка истребителя пятого поколения шла полным ходом, в России шли споры. Некоторые конструкторы считали, что в Миг-29 удалось создать идеальный планер и доработки не нужны.

Они считали ошибкой, слепо следовать за современными тенденциями в мировом военном авиастроении. Считали, что Миг-29 обладает отличными характеристиками на высоких и низких скоростях, не уступает своему ближайшему конкуренту, F-15, который не может сравниться с Миг-29 на низких скоростях.

Уже во всю шли споры о том, что Миг-29 по своим характеристикам не уступает F-22, особенно на низких скоростях. Тем не менее, Миг-29, как и большинство других истребителей 4-го поколения, не обладает малозаметностью. И тем самым значительно уступает F-22. Видимость за пределами визуального диапазона, это серьезный недостаток.

Конструкция СУ-57 была наделена малозаметностью, но некоторые конструкторы считали, что этого достигли в ущерб летным характеристикам.

Какими же характеристиками обладает СУ-57? Реальные характеристики Су-57, являются государственной тайной. Поэтому посмотрим на то, что есть в официальных источниках.

Крейсерская скорость заявлена 1,3 Маха, в форсажном режиме до 2,0 Махов.  Эти показатели выше, чем у F-35, но ниже, чем у F-22 и J-20. Дальность полёта достигает 3500 км и 4500 км с навесными баками. Это значительно больше, чем у F-22, дальность которого всего 1000 километров. Такая дальность полёта ставит его в один ряд с F-35C.

Практический потолок Су-57 составляет 20 000 метров. Такой же у F-22. Что касается вооружения, то сходство с F-22 тоже есть. Внутренний отсек СУ-57 имеет шесть точек подвески и снаружи доступны еще шесть.

Предположительно, радиоэлектронная система Су-57 будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. На самолёте будет установлена не только основная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных систем, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляя «умную обшивку». Интегрированная многофункциональная радиолокационная система Су-57 будет содержать 5 встроенных антенн.

На Су-57 планируется устанавливать оптико-электронную локационную систему (ОЛС) обнаружения воздушных целей передней полусферы — ОЛС-50М. Она будет установлена подобно Су-27 перед кабиной пилота со смещением к правому борту, из-за особенностей выноса заправочной штанги. Она способна поворачивать активную часть в сторону задней полусферы, что позволяет защищать от солнечной эрозии в стояночном положении, и понижать ЭПР. Первое достигается физическим изолированием рабочей части от лучей солнца, а второе нанесением радиопоглощающих материалов на обратной стороне подвижной части.

На Су-57 РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), содержит 1526 приёмо-передающих модулей. Это обеспечит самолёту большую дальность обнаружения, многоканальность сопровождения целей и применение управляемого ракетного оружия. Плоскость ФАР расположена под наклоном. Это чуть снижает её мощность при работе по наземным целям, но и снижает её вклад в ЭПР самолёта.

Планер СУ-57 усовершенствован для получения лучших летно-технических характеристик. Вихревые контроллеры передней кромки обеспечивают более плавную аэродинамику и увеличивают подъемную силу во время поворотов на больших углах атаки.

Су-57 включает в себя уникальную систему ситуационной осведомленности, которая должна была быть на F-22, но так и не была реализована.

Радары, размещенные по бокам самолета, представляют собой
радары с АФАР X-диапазона, обеспечивающие боковое и лобовое радиолокационное покрытие. Это серьёзное преимущество.

Помимо улучшенной ситуационной осведомленности, ключевым преимуществом является то, что эта система позволяет пилоту удерживать цель без визуального контроля. Су-57 не уступает Миг-29 по маневренности на малых скоростях. А вот к реальной эффективности технологии малозаметности большие вопросы, как и в случае с F-22, и J-20.

Утверждается конструкция СУ-57 в купе с радиопоглощающим стекловолокном, упрощает и снижает стоимость производства по сравнению с китайским или западным истребителем, которым требуется второе стелс-покрытие для отклонения или поглощения волн.

Некоторые источники утверждают, что стелс-технологии Су-57, скорее всего, будут отставать как от Raptor, так и от J-20. Тем не менее, некоторые источники говорят, что Россия по-прежнему обладает конкурентным преимуществом перед китайцами в таких областях, как радары с АФАР L-диапазона, маневренность и высокоскоростные характеристики.

Несмотря на прорыв китайцев в разработке стелс-покрытия, радиопоглощающих материалов и уменьшения радиолокационных сечений, очевидно, что Россия имеет больший опыт в проектировании военных самолетов. Особенно это касается двигателей.

Единственными странами, которые, способны производить надежные и современные реактивные двигатели для боевых самолетов — это США, Россия и Англия. Китайцы утверждают, что их новые двигатели WS-15, которые будут устанавливаться на новейшие J-20, превосходят старые российские двигатели, от которых они ранее зависели.

На самом деле пока не ясно, способны ли они превзойти Россию по технической надежности и долговечности. Учитывая недостаток информации, какие выводы мы можем сделать?
Во времена Корейской войны, МиГ-15 превосходили американские F-86. Справедливо предположить, что СУ-57 один из лучших истребителей пятого поколения. Несмотря на сложности с финансированием, его создатели имеют за спиной многолетний опыт, который зачастую важнее чем это финансирование. На сколько Су-57 получился хорошим и эффективным покажет только время.

Как складывается сегодня судьба СУ-57?  Как и F-22. СУ-57 он преподносился как вершина инженерной мысли. Он воплощение российской концепции превосходства в воздухе. Самолёт, способный ответить на любые вызовы, с которыми она столкнётся. И это вполне может быть правдой.

Конструкторы СУ-57 стремились сделать его основным российским истребителем. Принятый на вооружение 25 декабря 2020 года, так и не ясно, станет ли он основным истребителем ВВС России.

Масса неоднозначных заявлений официальных лиц делают ещё более неясной судьбу СУ-57. Не мне кажется маловероятным что проверенная конструкция, истребителей поколения 4+ и 4++ будет просто отброшена в сторону в пользу СУ-57.

На практике же, сегодня, основным Российским истребителем является СУ-35. Он до сих пор является основным аргументов в завоевании превосходства в воздухе. В то время как Су-30СМ-3 лучший многоцелевой самолёт.

Изначально предполагалось, что к 2028 году в строй войдут 200 штук СУ-57. Тем не менее, реальные поставки оцениваются примерно в 78 машин. Стоимость оказала своё влияние на ограничение поставок.

Тем не менее, несколько источников сообщили в 2023 году, что СУ-57 смогла избежать тех же ошибок, которые были допущены с F-22.

Стоимость СУ-57 сопоставима с современными истребителями 4++ поколения. Требования по техническому обслуживанию двигателей «Сатурн-30» ниже, чем у АЛ-31 и АЛ-41. Это означает, что эксплуатационные расходы будут лишь незначительно выше, чем у самолетов четвертого поколения.

Боевой успехи Су-57 были предметом споров. Видео самолета в работе встречаются редко. Тем не менее, МО РФ заявило, что с начала конфликта на Украине в 2022 году самолеты использовались в различных операциях, хоть и в ограниченных масштабах. Первое боевое применение самолета, произошло через три недели после начала конфликта. И Су-35, и Су-57 первоначально выполняли задачи, не заходя ы зону покрытием ЗРК.

СУ-57 удалось сбить несколько самолетов за пределами видимости. Это скорее всего правда, так как мы уже видели, как Су-35 сбил несколько самолетов, один из которых был сбит на расстоянии более 100 километров, используя Р-77-1, и R-37.

Интересно то, что МО РФ заявило о расширении задач для СУ-57, чтобы максимально эффективно использовать его малозаметность.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Обновлено: 20.11.2024 — 02:40

7 комментариев

Оставить комментарий
  1. Благодарю за эту статью, познавательно)

  2. Спасибо автору! Очень интересная статья!

    1. Наталья Дмитриева

      Ух, как тревожно становится и интересно, когда смотришь на эти самолёты. Спасибо, позновательно!

  3. Спасибо. Потрясающе!

  4. Статья оказалась действительно познавательной! Как человек, неравнодушный к современным технологиям, я прочитала с интересом. Впечатляет, насколько продвинутая эта машина: стелс-технологии, маневренность, мощные вооружения — все это делает его действительно впечатляет. Важно понимать, что такие разработки не просто военная техника, но и показатель научного и инженерного прогресса нашей страны. Спасибо за подробный разбор!

  5. очень интересная и познавательная статья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *