МС-21.Серьёзный конкурент и концентрация технологий

5
(2)

Российский авиационный рынок значительно пострадал от западных санкций после начала СВО на Украине в 2022 году. Это привело к трудностям для России в закупке самолетов и важнейших комплектующих на Западе. В ответ Россия сосредоточила свои усилия на развитии своей авиационной промышленности. Нарастила производство своих отечественных самолетов. Кульминацией этого стала разработка реактивного авиалайнера MC-21.

Позиционируемый как флагман, конкурирующий с Boeing и Airbus, этот самолет вызвал интерес и сильное желание приобретения у российских авиакомпаний. Так зачем им МС-21? Почему они хотят пополнить свой парк самолётов? Как российские авиакомпании будут его эксплуатировать? Давайте поговорим об этом.

Исторически сложилось так, что Россия в значительной степени зависела от западных стран в плане самолетов и комплектующих, даже самолетов отечественного производства. Однако в 2022 году западные санкции практически отрезали Россию от мировой экономики, что побудило Россию стремиться к самодостаточности в различных секторах, включая авиацию. Еще до введения санкций Россия годами стремилась развивать свои коммерческие самолеты.

В 2007 году ОКБ Яковлева, входящее в государственную авиационную группу «Ростех», приступило к реализации проекта по созданию узкофюзеляжного самолета, призванного заменить устаревшие самолеты Туполева. Первоначально названный Як-242, позже он был переименован в МС-21 после получения отечественной сертификации в 2016 году. Было выпущено две версии этого самолета: вариант 200 и вариант 300.

МС-21-300 был представлен 8 июня 2016 года. Он стал одним из первых самолетов, в которых использовалась технология производства композитных материалов вне автоклава. После начала СВО на Украине начались трудности с доступом к важным западным поставщикам. Это привело к задержкам с вводом самолетов в эксплуатацию. Тем не менее, Россия продолжает продвигаться вперед к своей цели —достижению независимости в авиастроении.

Президент Владимир Путин объявил о планах построить не менее 1000 самолетов отечественного производства к 2030 году. На сегодняшний день на программу МС-21 потрачено более 20 миллиарда долларов. Тем не менее, было построено лишь несколько самолетов.

Этот самолет имеет относительно большой портфель заказов — более 300 единиц. В первую очередь у российских авиакомпаний. Но так ли хороши эти самолеты? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим его технические характеристики.

Самолет МС-21 доступен в двух версиях: меньший МС-21-200, вмещающий от 132 до 165 пассажиров, в зависимости от конфигурации, и более крупный МС-21-300, который может вместить от 163 до 211 пассажиров. Вариант 200 имеет дальность полета около 5500 км, что позволяет ему конкурировать с Airbus A390, NEO и Boeing 737 MAX 7. Между тем, вариант МС-21 300 предлагает дальность полета около 5000 км. Самолёты, являются прямыми конкурентами Airbus A320 и Boeing 737 MAX 9 в сегменте среднего класса.

МС-21 выделяется своей инновационной конструкцией крыла. Это позволяет ему на равных конкурировать с современными моделями Airbus и Boeing. В 2021 году эти крылья были дополнены полимерными композитами российского производства с использованием запатентованной технологии вакуумной инфузии. На разработку данной технологии было потрачено околоо 4 млрд рублей.

Из композитов в настоящее время выполнено около 40% планера самолета МС-21. Это обеспечивает прочную и легкую конструкцию.

Что касается двигателей, то первоначально самолет оснащался двигателями Pratt & WhitneyGTF-1400G. Однако из-за западных санкций, ограничивающих доступ к этим двигателям, российская госкорпорация «Ростех» была вынуждена искать отечественные альтернативы. В качестве замены был выбран турбовентиляторный двигатель ПД-14 отечественной разработки, который впервые был испытан 20 января 2020 года.

Хотя Россия сделала серьёзные шаги, чтобы к 2030 году насытить свой авиационный рынок сотнями самолетов отечественного производства, все еще существуют проблемы. И их необходимо решить. Это серьёзные вызовы для данного самолета.

Во-первых, это вопрос производства. России и ее авиакомпаниям все еще необходимо найти способы поддержания безопасной эксплуатации своих существующих самолетов. В сообщениях указывается, что из-за сложностей доступа к деталям для иностранных самолетов некоторым авиакомпаниям пришлось демонтировать важные компоненты с имеющихся самолетов, чтобы заменить компоненты в эксплуатируемых самолетах.

Это привело к десяткам инцидентов с безопасностью и, вероятно, будет продолжаться до тех пор, пока сохраняются санкции. Однако также есть сообщения о том, что России удалось импортировать некоторые контрафактные комплектующие для самолетов авиакомпании. Им также пришлось использовать лазейки для импорта критически важных деталей через такие страны, как Турция, ОАЭ и Таджикистан, которые не поддерживают западные санкции.

Тем не менее, этот шаг оказался очень дорогостоящим и вряд ли решит нынешнюю основную проблему.

Во-вторых, еще одной важной проблемой является сертификация новых самолетов, поскольку 14 марта 2022 года MC-21-300 было отказано в европейской сертификации, и в настоящее время нет никаких надежд на то, что это решение будет отменено в ближайшее время. Особенно с учетом того, что российские вооруженные силы остаются в Украине.

Отсутствие европейской сертификации ограничивает возможности самолета для работы на международных авиаперевозках, что еще больше осложняет России достичь самодостаточности в авиационной отрасли.

Если Россия сможет преодолеть эти серьезные трудности в производстве МС-21, самолет может стать сильным конкурентом на мировом авиационном рынке.

Почему я так говорю? Чтобы подтвердить мои слова, давайте сравним. Обычно МС-21 сравнивают с Boeing 737 MAX, а конкретно с моделью MAX 9. Недавние инциденты, такие как проблемы с дверной защелкой MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines 20 января 2024 года, в очередной раз вызвали опасения по поводу безопасности самолетов серии MAX компании Boeing.

В то время как большинство самолетов Boeing допустили к эксплуатации, эти события вызвали некоторые сомнения в будущем этой модели самолета. Неопределенность с MAX 9, может дать возможность MC-21 занять часть рынка. Несмотря на то, что Western Airlines не решается включить МС+21 в свой парк, самолет может послужить удобным вариантом для авиакомпаний и других рынков, желающих расширить свой парк узкофюзеляжных самолетов.

Еще один аспект для сравнения, – это стоимость. Сообщается, что МС-21-300 будет стоить около 91 миллиона долларов, что значительно ниже, чем цена MAX 9 (почти 130 миллионов долларов
). Кроме того, генеральный директор «Ростеха» указал, что российские авиакомпании могут приобрести его всего за 37 миллионов долларов. Далее, если сравнивать дизайн салона, MC-21 предлагает больше места в салоне, чем MAX 9. Хотя это и не имеет решающего значения, но может повысить уровень комфорта пассажиров, а соответственно и повлиять на решение некоторых авиакомпаний о приобретении самолёта.

Несмотря на то, что самолет Boeing имеет больше мест, чем МС-21, максимум 220 мест по сравнению с 211 местами у российского самолета, оба самолета имеют схожую дальность полета.

Этот российский самолет выделяется своим свежим, современным дизайном. Эти преимущества свидетельствуют о том, что, несмотря на барьеры, российская авиационная промышленность обладает потенциалом для того, чтобы занять достойное место в определенных сегментах мирового авиационного рынка.

Какой самолет вы считаете лучше? МС-21 или 737 MAX. МС-21.? МС-21 имеет достаточно возможностей как на внутреннем, так и на международном рынках. В настоящее время портфель заказов составляет более 300 самолётов. Но эти заказы в основном от российских авиакомпаний, Главным из заказчиком является Аэрофлот.

В 2022 году Аэрофлот, крупнейшая авиакомпания России, разместил крупный заказ на 339 отечественных самолетов, в том числе 210 нового поколения МС-21. А также другие российские модели, такие как Sukhoi Superjet, SSJ-100 и Ту-214. Этот заказ стоимостью около 1 миллиарда долларов США позволит удвоить парк воздушных судов Аэрофлота. И даёт не плохие перспективы для МС-21, который Аэрофлот планирует сделать своим флагманским самолетом к 2030 году.

Поставки запланированы на четвертый квартал 2024 года. Заказ Аэрофлота демонстрирует устойчивый внутренний рынок для этого самолета, поддерживаемый значительной государственной поддержкой и амбициями по обеспечению самостоятельности в авиации.

Тем не менее, распространение этого успеха по всему миру будет зависеть от преодоления проблем. Это вносит некоторую неопределенность в перспективы МС-21 на мировом рынке, хотя он остается актуальным и современным.

Крупный заказ Аэрофлота подчеркивает доверие к новому самолету. За будущими успехами в эксплуатации МС-21 компанией Аэрофлот, будут внимательно следить зарубежные авиакомпании. Время покажет, как будет развиваться проект МС-21.

MC-21 300, с дальностью полета около 5500 км, хорошо подходит для внутриевропейских и региональных рейсов по России. Однако его успех на мировом рынке может быть ограничен если не будет создана более дальнемагистральная версия самолёта. Вариант МС-21 400, рассчитанный на перевозку около 260 пассажиров и дальность полета почти 8500 км, может обеспечить трансконтинентальные перелеты, расширяя рыночный потенциал самолета.

Такие усовершенствования повысят привлекательность серии МС-21. Это позволит конкурировать на мировом рынке с дальнемагистральными самолетами других крупных производителей.

Зарегистрированным в России самолетам в настоящее время запрещено входить в воздушное пространство большинства западных стран. Но они по-прежнему могут эксплуатировать примерно 60% воздушного пространства мира. В то время как иностранные авиакомпании не рассматривают для заказа МС-21 из-за санкций, он предлагает российским перевозчикам не плохой шанс заменить модели Airbus и Boeing.

Считаясь столь же эффективным, если не более эффективным, чем прямые конкуренты, производство МС-21 поддерживается и государственными субсидиями. В условиях ограниченных производственных мощностей складывается впечатление, что каждая российская авиакомпания стремится приобрести этот самолет.

Несмотря на то, что Россия предприняла смелый шаг по наводнению своего авиационного рынка сотнями самолетов отечественного производства к 2030 году, все еще существуют проблемы, требующие решения. Это существенные вызовы для МС-21. Что вы думаете об этом российском самолете? На Ваш взгляд, что нужно сделать России, чтобы этот самолет вышел на международные рынки? Пожалуйста, оставьте свои комментарии ниже.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Обновлено: 10.10.2024 — 05:27
  1. Анжелина Кот

    Интересно было почитать про самолёты. Спасибо автору!

    1. Алексей

      Согласен. Интересный сайт. А про МС-21 давно не выходило ни каких статей. С удовольствием почитал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *