Тридцать два года назад, 17 июня 1982 года, состоялся дебютный полет опытного вертолета В-80, позже получившего название Ка-50.
Ка-50 «Чёрная акула» (в классификации НАТО — Hokum A) представляет собой боевой одноместный ударный вертолёт. Он предназначен для уничтожения как бронированной, так и небронированной техники. Малоскоростных низколетящих воздушных целей и живой силы на поле боя. Этот вертолет имеет возможность эффективно действовать в условиях высоких температур внешней среды.
Он способен выполнять мертвую петлю и различные фигуры высшего пилотажа, включая свою рабочую боевую маневренность «воронка». В процессе выполнения «воронки» он может быстро двигаться по кругу, одновременно ведя непрерывный огонь по целям. Вертолет умеет быстро перемещаться вбок и назад.
Разработка этого вертолета проводилась в ОКБ имени Н.И. Камова (сейчас ОАО «Камов») под руководством главного конструктора Сергея Михеева. Проект, получил обозначение В-80 (или «изделие 800»). Проектирование началось в январе 1977 года. Первый испытательный полет опытного вертолета прошёл успешно.
В октябре 1984 года был издан приказ Главного управления авиационной промышленности СССР о начале серийного производства В-80 на авиационном заводе «Прогресс» в Арсеньеве, на Дальнем Востоке. Головной серийный экземпляр поднялся в воздух 22 мая 1991 года и получил новое имя «Ка-50». Название «Черная акула» стало популярным после выхода на экраны фильма с таким названием в 1993 году в России.
Согласно указу Президента России в августе 1995 года боевой вертолет Ка-50 был официально принят на вооружение.
Боевой опыт применения Ка-50 был получен в ходе военных действий в Чечне, где с декабря 2000 года по январь 2001 года действовала экспериментальная группа, в состав которой входила пара таких машин.
В процессе испытаний и эксплуатации данного вертолета произошли две катастрофы. 3 апреля 1985 года разбился летчик-испытатель, Герой Советского Союза Евгений Ларюшин, на опытной модели Ка-50. 17 июня 1998 года в Торжке (Тверская область) в результате крушения «Черной акулы» погиб генерал-майор Борис Воробьев, начальник Центра боевой подготовки армейской авиации, удостоенный звания Героя России. Оба инцидента произошли из-за резких маневров вертолетов, что привело к перехлесту несущих лопастей.
Вертолет Ка-50 имеет соосную схему расположения несущих винтов, при этом рулевой винт исключён. Эта схема позволила конструкторам сделать меньший диаметр винтов и уменьшить саму машину. Фюзеляж и хвостовое оперение выполнены в самолетном стиле, плюс убираемое в полете трехстоечное шасси
Одной из важнейших характеристик Ка-50 является использование только одного пилота, что требовало высокой степени автоматизации управления как самим вертолетом, так и его вооружением. Кабина пилота защищена комбинированной броней (сталь и углепластик), способной выдерживать попадание нескольких снарядов калибра 23 миллиметра. О, остекление обеспечивает защиту от пульса. Бранёй так же защищены основные агрегаты и узлы, поэтому масса брони достигает 350 кг.
На борту установлено катапультное кресло К-37 с тянущей ракетной системой, обеспечивающее возможность катапультирования летчика при любых высотах и скоростях включая нулевые. В целях безопасности катапультирования лопасти предварительно отстреливаются.
Агрегаты топливной, гидравлической и других систем расположены за кабиной пилота. Там же отсек главного редуктора. Горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение крепится к задней части фюзеляжа. Под консолями крыла расположены по два пилона для подвески вооружения.
На вертолете Ка-50 установлены стабилизированные телевизионные и инфракрасные датчики, позволяющие обнаруживать наземные целями на больших расстояниях — до 20 километров в дневное время и 13 километров в ночное время.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3-117ВМА, расположенных по бокам в верхней части фюзеляжа. Двигатели оснащены экранно-выхлопными устройствами для уменьшения инфракрасной заметности и пылезащитными устройствами, которые уменьшают износ лопаток турбокомпрессора. Также система автоматического регулирования позволяет автоматически перевести второй двигатель в повышенный режим работы при выходе из строй первого.
Двигатели приводят в движение два соосно установленных несущие винта диаметром 14,5 метра. Лопатки изготовлены из композитных материалов и имеют прямоугольную форму. Вертолет Ка-50 обладает высокой боевой живучестью: важные системы жизнеобеспечения и агрегаты дублированы и защищены. Элементы основных систем и трансмиссии имеют дополнительный запас прочности, установлены защищенные взрывобезопасные топливные баки и система пожаротушения, что обеспечивает пожарную безопасность в случае возгорания.
Вертолет Ка-50 способен переносить и применять вооружение широкого спектра общей массой до 2800 килограммов, включая иностранные образцы. В его арсенале имеется несъёмная автоматическая пушка 2А42 калибра 30 миллиметров с ленточным питанием. Пушка позволяет пилоту выбирать между бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Пилот может регулировать темп стрельбы, выбирая между 550 и 350 выстрелами в минуту. Максимальный боекомплект составляет 460 снарядов. Очереди с автоматической отсечкой по 20 или 10 выстрелов.
Для размещения подвесного вооружения используется четыре пилона, которые могут наклоняться вниз на угол до 10 градусов. На них могут установлены противотанковые ракеты с автоматической лазерной системой наведения, а также неуправляемые ракеты и пушечное вооружение. Для защиты от управляемых ракет с инфракрасными головками на концах крыла расположены контейнеры с тепловыми ловушками, а также установлен бортовой комплекс радиоэлектронного противодействия, что значительно повышает живучесть вертолёта.
Вертолет Ка-50 имеет несколько модификаций
- Ка-50Ш — это специализированная ночная версия Ка-50, разработанная для решения боевых задач в любое время суток. Это изменение связано с изменением конструкции носовой части, в которой включается дневной канал, установленный ночной и тепловизионный канал. Оба канала входят в состав прицельно-пилотажно-навигационного комплекса «Рубикон Н», который позволяет исследовать разведку и атаковать в условиях ограниченной широты. Данная модификация экипажа обеспечивает широкие возможности для эффективного решения боевых задач, включая переговоры с противником на земле и в воздухе.
- Ка‑50Н — ночная модификация Ка‑50. От стандартной отличается смонтированной в подфюзеляжной носовой части тепловизионной прицельной системой «Самшит‑50Т».Ка-50 2 «Эрдоган» — это
- Ка-52 «Аллигатор» — это модифицир
Тактико- технические характеристики
Параметр | Значение |
Экипаж | 1 чел |
Максимальная взлетна | 10,800 кг |
Нет | 9,800 |
Максимальн | 1,811 кг |
Нормальная масса ра | 610 кг |
Масса пуст | 7,69 |
Максимально | 300 |
Крейсерская | 270 км/ч |
Ст | 4 |
Динамиче | 5,500 м |
Пол Daly | 4 |
Перегонная дальност | 1,160 км |
Длина с | 16 м |
Высота | 4.9 |