Аркадий Швецов, человек, который стал отцом первого советского серийного авиационного двигателя. Отечественной авиацией в период своего бурного развития было установлено несколько рекордов соавтором, которых он являлся.
![Аркадий Швецов](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/photo-1-1024x710.jpg)
Он создал мотор для одного из лучших истребителей Второй мировой войны самолета Ла-7 и первого отечественного дальнего бомбардировщика, способного нести на своем борту атомный заряд Ту-4.
![ла-7](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-79.webp)
![ту-4](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/mcy5obfnhnivrpwkay8mf4l1esglriqh86u9gmkm8ql35tnnu7l7ruh_4ohhrupr7gjv0ln24feeqvhmosytldd9_hx2jqkofeyi8ammcrwukfhqlxwgfonp4urxrf0dcobgghpfgmashmuxod-laumhbp9omaayagckahe9hhyaki8dr9fu2wy444swtbgigbwsx5a.webp)
Содержание
Детство
Аркадий Швецов родился в 1892 году 12 января. Он, сын учителя и внук лучшего кузнечного мастера одного из уральских заводов, после окончания реального училища в Перми поступает в Императорское Московское техническое училище.
![](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-29_14-06-42-1024x702.png)
Здесь Швецов слушает лекции великого Жуковского и навсегда заболевает авиацией. Авиация является предметом постоянного внимания советских вождей. Но у государства своего воздушного флота нет.
![профессор Жуковский](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-4-5.webp)
Хотя было ясно, насколько это грозный вид вооружения, необходимый для освоения огромной страны. Начали проектировать первые бипланы, необходим свой отечественный авиамотор. Советское правительство в 1925 году объявляет конкурс на создание лучшего самолетного двигателя.
Главный инженер моторного завода
Швецов в то время уже был главным инженером московского моторного завода. Аркадий Дмитриевич предоставляет свою разработку поршневого двигателя с воздушным охлаждением М-11. И его ждал успех.
![](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/07-1024x741.jpg)
Создание поршневых двигателей воздушного охлаждения является вершиной творчества Швецова. И самое большое достижение, его первый молодежный двигатель, когда он был молодым. Он сразу заявил о себе этим двигателем, и дальше уже никаких сомнений не было, что он будет развивать двигатели эти, и дальше.
![Швецов Аркадий Дмитриевич](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-29_14-20-45-1024x1004.png)
Создать первый отечественный надежный авиамотор Швецову действительно удалось. Идет в серию двигатель мощностью в 100 л.с. Он ставится на несколько типов самолетов, в частности, на знаменитый биплан Поликарпова «По-2» или «У-2».
![У-2](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/b34cfcf415d70b3bc799be883275472c-1024x546.jpg)
Лётчики любовно называли эту модель «Уточка». «По-2» перевозил раненых, вел разведку с воздуха, доставлял почту. Во время войны «По-2» нашел себе военную специальность, став легким ночным бомбардировщиком.
![У-2](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-80.webp)
На По-2 часто летали женщины, которых прозвали ночными ведьмами. Асу Люфтваффе светил железный крест во время второй мировой войны за сбитый По-2. Для немецких войск настоящим исчадием ада считался легкий ночной бомбардировщик .
![У-2](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-1-61-1024x683.webp)
Он был практически неуловим, преодолевая линию фронта с выключенным двигателем на бреющем полете. Отмечено то, что мотор М-11 выполнен в форме пятиконечной звезды, главного символа молодого советского государства.
![Сталин Иосиф Виссарионович](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-1-49.webp)
Сталин видел в нём конструктора и культурного человека. Доверял ему. Знал, на него можно положиться. И Аркадий Дмитриевич сделал свой первый двигатель, когда Сталин о нём не знал. Сталин не был специалистом, но чувствовал их и поддерживал.
Репрессии
По технической интеллигенции страны в 1928-м наносится мощный удар. Развязывается провокационное и громкое дело промпартии, в которую по слухам входят многие высокопоставленные ученые и технические кадры.
![Иосиф Побережский](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-29_15-00-53-771x1024.png)
Это не что иное, как большая репетиция тоталитарного гулаговского будущего. Аркадия Швецова арестовывают. Им ставят в вину, что они путем заговора пытались вернуть фабрики прежним владельцам, а землю — помещикам.
![Швецов Аркадий Дмитриевич](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-29_15-06-09-1024x749.png)
Пролетарский суд тогда еще довольно мягок был. Смертельные приговоры заменяют на длительные сроки заключения. Но Швецов на скамью подсудимых не попал. Его спас приятель, работник наркомата Иосиф Побережский, который ходатайствует перед руководством страны, чтобы Швецова сохранили как ценного специалиста.
![Швецов Аркадий Дмитриевич](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/03_-1024x655.jpg)
Позднее Побережского отправляют директором на новый строящийся авиамоторный завод в Перми. Швецова он приглашает техническим директором и главным конструктором. Швецов едет в глубинку на Урал и, может, этим спасает себе жизнь.
![Швецов Аркадий Дмитриевич](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/8t3srg3o1rrhuuts7pjt-1024x614.jpg)
Когда его в Москве в госбезопасности спрашивали, он сказал, что я поеду в Пермь только вместе с главным конструктором Аркадием Швецовым. Именно после дела промпартии Аркадий Швецов превратился в очень замкнутого человека.
На какую-либо тему, которая хоть в малейшей степени касается политики он больше никогда и ни с кем, ни разу не заговорит. Он всегда показывал, что он солдат Родины, солдат партии. Позже он получит на погоны сначала одну, а затем и вторую генеральскую звезду.
![М-25](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-81-1024x768.webp)
То есть его конструктора, инженера, в действительности приравняли к военному, солдату, с которого спрос один. Родине требуются хорошие моторы, и он будет создавать их.
Расстрел Побережского
Побережского арестовывают и расстреливают в 1938-м. Причиной было в основном то, что были проблемы с поршневыми кольцами, с поршнями, с поршневыми пальцами, поломки, съемы. Его обвинили в предательстве.
![М-25](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/0-hai5-r10-16-2048x1538-1-1024x769.jpg)
Швецов молчит. Он не берёт под защиту человека, которому, возможно, обязан жизнью. Это была глубочайшая личная драма. Но всякий раз тажело будет переживать, когда в застенках будут пропадать его знакомые, люди, связанные с его прошлым и настоящим.
![И-15](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/scale_1200-1024x608.png)
Швецов запускает в серию на пермском заводе первый двигатель, но не свой, а американский райциклон, купленный советским государством по лицензии. Его немного усовершенствуют и под маркой М-25 ставят на истребитель авиаконструктора Поликарпова И-15.
Когда мировая авиация живет в горячке установления различных рекордов в 1935 году, лётчик, Владимир Коккинаки на И-15 поднимается на рекордную высоту 14575 метров.
Война в Испании
Начинается война в Испании. Швецов к тому времени еще доводит бывший райциклон по мощности. Эта модель устанавливается на И-16. Сам Валерий Чкалов испытывает и одобряет самолёт. Советские эскадрильи направляются в испанское небо.
![И-16](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/7d5f34a5-f41f-5aad-b5e5-c57d6da1ff90-1024x683.jpeg)
В начале боевых действий истребители показывают себя превосходно. И-15 испанцы называют «Чатос» — «Курносый», а И-16 — «Москос» — «Мошка». Но вот на помощь генералу Франко пришли новые самолеты Мессершмитта, И-15 и И-16, проигрывая раз за разом воздушные бои показывают свой недостаток.
![Мессершмитт 109](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/scale_1200-2-1024x691.jpeg)
Мессершмитты во всём лучше. Они более быстрые, маневренные, и это обеспечивает им победу.
И этот удар надо пережить. Наступала тишина, когда Швецов заходил в конструкторский отдел. Сразу чувствовалось уважение.
![Швецов](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-29_15-38-03-997x1024.png)
Он заходил в генеральской форме, высокий, стройный, никогда не повышал голоса. Никто не слышал, чтобы он когда-нибудь кричал, ругался, оскорблял. Его не боялись. Мало придумать удачный двигатель, надо сделать так, чтобы его было можно изготовить в серийных количествах.
Организатор производства
Здесь необходимо учитывать качество развития промышленности, возможность сделать каждую деталь уже опробованными операциями. Надо даже учесть, чтобы качество двигателя не пострадало, если в силу причин у станков окажутся неквалифицированные рабочие, допустим, подростки, как это было в войну.
![Подросток у токарного стонка](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-29_15-41-11-1024x736.png)
Кроме всего, конструктор обязан быть великолепным технологом. И конечно Швецову не было равных. Швецов мог быть требовательным, несмотря на свой тихий голос. СССР побеждает в короткой войне на Халхинголе в 1939 году.
Против японских самолётов в небо поднимаются истребители И-16. На них тогда уже устанавливается более мощный швецовский двигатель с воздушным охлаждением М-62.
Истребители одержав в воздухе безоговорочную победу рекомендуют себя отличной боевой машиной.
![М-62](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/shvetsov_ash-62ir-1024x768.jpg)
АШ-82
А Швецов разрабатывает уже новый двигатель. Его назовут АШ-82. АШ — это его инициалы. Аркадий Швецов. В мировом двигателестроении мотор станет новым словом. В Европе уже идет вторая мировая.
![Аркадий Швецов](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-29_15-45-23-1024x778.png)
Сталин всячески старается притянуть к себе Гитлера, не предполагая в нем противника. Оба диктатора, внешне довольны друг другом, дружески делят часть Европы. Швецов получает приказ из Москвы перед самой войной.
![АШ-82](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-83.webp)
Срочно заморозить разработку нового двигателя и начинать развивать мотор другого конструктора Александра Микулина. Это был удар не только по Швецову, но и возможно по будущему всей советской авиации.
![Александр Александрович Микулин](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/scale_1200-1-1-1024x729.jpeg)
Для всех это была трагедия, для Швецова – удар. Разработали русский двигатель, его называли отцом наших русских поршневых авиационных моторов. А тут внедряют на завод совершенно принципиально другой двигатель, жидкостного охлаждения.
![АМ-38](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/1de3974e7df2cfffdf0990f16a26cd45.jpg)
Конкуренция — это та война, которая ведется постоянно. Борьба происходит на каждом участке поля, на каждом его сантиметре. Если иметь в виду конкуренцию в воздухе, то все стороны, вовлечённые в неё, бьются за лучшие сплавы, лучшие технологии изготовления, лучшие конструкции самолётов и, конечно, борьба в воздухе — это борьба моторов.
![Ла-5](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-1-62.webp)
Война делает эту конкуренцию более зримой и ощутимой. Здесь не до теории. Кто чаще побеждает тот и лучше. Чудовищные поражения советской авиации в первых боях в воздухе в конце июня 41-го. В пространстве над землей почти полное господство немцев.
![АШ-82](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-1-63.webp)
Нужен новый самолет, а вместе с ним и новый двигатель. Мощнее тех, что установлены на немецких истребителях. Наконец, Швецову, разрешают продолжить работу над новым мотором.
Аркадий Дмитриевич бросает все силы на его доводку, форсирует испытания.
![Ла-5](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-82.webp)
Помогает случай
Однако, для будущего двигателя нет самолета. Помогает случай. Мотор для нового истребителя Ла-5 ищет конструктор Лавочкин . Берут АШ-82 в качестве эксперимента. Самолёт на испытаниях демонстрируют отличные характеристики, их смело можно принять за фантастические.
![Лавочкин Семён Алексеевич](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-1.webp)
Впервые в небе над Сталинградом появляется новый истребитель. Но сначала лётчики бракуют его. Военным лётчикам не нравится то, что мощный мотор во время боя раскаляет воздух в кабине пилота до 50, а иногда и до 60 градусов.
![Ла-5](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/67185f43b5ddf071d6a5dba35c159adb-1024x536.jpg)
Летаешь как в парилке, жалуются пилоты не хватает только березового веника. От соприкосновений с железными частями подошвы сапог горят. Но вскоре это неприятное мнение поменялось на прямо противоположное.
Неожиданный плюс. Мотор самолета массивен. И ставший уже к тому времени двухрядной, поршневая звезда Швецова, при попадании в нее снаряды или пули, продолжает работать как ни в чем не бывало, а главное, заслоняет собой летчика при лобовых атаках.
![Focke-Wulf 190](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/large_ch_016128_1.jpg)
Летчики решают черт с ними, с сапогами . Жизнь важнее. В одном из первых боев в мотор попадает сразу три снаряда, но летчик возвращает машину на аэродром и выключает мотор сам. АШ-82 поставили на массовый поток.
Ла-7 с усовершенствованным АШ-82
Ресурс был, 25 часов в среднем. Через 25 часов, он уже выходил из строя, потому что разбивали. Война есть война. А Лавочкин уже создает следующую модель истребителя, Ла-7. На него ставят еще более усовершенствованный АШ-82.
![Focke-Wulf 190](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/mcy5obfnhnivrpwkay8mf4l1esglriqh86u9gmsv9wlzto7raed0rop7t-rbfowg7gc50lrytainrf0xa5irldx4-nx0jqcpeuyi7e2ibrowpg-jiwe4c_i8pkhs5qhqfosmgg3fg9ucadcznjisguwnb4iybagyan_rev2gj16gi6gagnrd2s-a3ou2st0coso7ypw.webp)
Истребители Лавочкина сталкиваются в небе с новым самолетом противника Focke-Wulf 190. Это была борьба не только летчиков, но и конструкторов. Пять лет создавался Focke-Wulf. Создавая его немцы были уверены, что именно их самолёт будет победителем.
![Ла-7](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/d989917d-b19e-502f-a215-38a09b537f27-1024x768.jpeg)
Но более быстрыми и маневренными оказались истребители Лавочкина с двигателями Швецова, это и предрешило исход этой локальной схватки. Именно в этот момент, советская авиация обеспечила себе дальнейшее господство в воздухе переломив люфтваффе хребет. Одна из сводок:
“В результате 39 воздушных боев, проведенных летчиками полка на самолетах с моторами конструкции Швецова, сбито 55 самолетов противника. В нашей потере три самолета.”
![Ла-7](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-3-21.webp)
Послевоенная статистика показала, что смертей пилотов на самолетах Лавочкина было во много раз меньше, чем на других. Знаменитый Иван Кожедуб воевал на истребители конструкции Лавочкина. Летучая смерть немецких асов. Как-то раз на Ла-7 у него получилось сбить германский реактивный истребитель. Это в мире авиации была громкая сенсация.
![Иван Кожедуб](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-4-14.webp)
Заслуженное признанеие
В Кремле Швецов становится одним из самых лучших конструкторов. Ему вручают звезду героя, на него проливается дождь сталинских премий. Но всегда, въезжая в Кремль, Швецов чувствовал тревогу, он знал, что от любви вождя до его же ненависти один шаг.
![Аркадий Швецов](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-29_16-28-09-1024x765.png)
Но, Сталин уже полностью доверял ему. Из воспоминаний Александра Иноземцева:
“Сталин очень высоко ценил Швецова, и вот этот известный эпизод, который во многих книгах описан, когда Швецов что-то стал докладывать, и Берия там на него рыкнул, что вы перед товарищем Сталиным почему-то так что-то неровно стоите или криво стоите, типа надо стоять по стойке смирно. Сталин сказал, что такие люди, как Швецов, могут сидеть в присутствии товарища Сталина.”
Работа в послевоенные годы
После войны у Сталина была идея иметь ядерное оружие. Однако мало им обладать, надо иметь самолет, который смог бы на большой высоте пронести бомбу на тысячи километров. В 45-м падает американский бомбардировщик В-29 на территорию СССР.
![В-29](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-5-6.webp)
Самолет досконально изучают, разбирая по винтикам. КБ Туполева Сталин дает задание скопировать его полностью. До сих пор гуляет байка, что на экземпляре В-29, который скопировали, на хвосте была железная заплатка. И все первые советские тяжелые бомбардировщики во исполнении высочайшего указа вышли с заплатками на хвостах.
Американский Боинг, В-29 четырехмоторный бомбардировщик. В СССР тогда таких бомбардировщиков ещё, не было. Из воспоминаний Василия Беляева:
“Сталин включился в это дело и сказал: Ничего не менять, взять готовый самолет и сделать копию самолета и двигателя. И мы, в том числе, под руководством Швецова, мы переводили дюймы в миллиметры.”
АШ-73ТК
Самолёт получил название Ту-4, но двигатель, даже если его разобрали, скопировать невозможно, а нет двигателя, нет самолёта, и вот здесь вновь сказал своё слово Швецов, на Ту-4 ставят его новую конструкторскую разработку, мотор с воздушным охлаждением, АШ-73ТК.
![АШ-73ТК](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-84.webp)
К 1948 году новый тяжёлый бомбардировщик готов. Швецов и Туполев, два таких непохожих по человеческим качествам конструктора, сделали одно дело. Из воспоминаний Василия Беляева:
“Аркадий Дмитриевич тоже требовал, но он требовал совсем по-другому. Не так как Туполев. Туполев может вот и стукнуть по столу. Швецов никогда.”
![Ту-4](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-1-64.webp)
Самолет получился отличный. Потолок высоты 10 000 метров. Способен преодолевать большие расстояния. Кроме того, бомбардировщик имеет большую скорость. Так же его укомплектовали внушительным вооружением.
Наконец-то Советскому Союзу есть чем ответить Америке, тем более, что после Второй мировой набирала обороты холодная война. Два мира соперничают друг с другом во всем, но особенно в новинках вооружения
АШ-82В
Во время Корейского конфликта американцы при десанте активно используют вертолеты. Сталин, опять ставит задачу, как это было уже много раз. Михаил Миль в короткие сроки конструирует Ми-4, а Швецов переделывает двигатель АШ-82 для этого вертолёта. Так в СССР появляется первая винтокрылая машина, десантный вертолет. Из воспоминаний Василия Беляева:
“Американцы применяли вертолеты в большом масштабе. У нас вертолётов не было. Команда, сделать вертолёт Милю и нам. Нам двигатель Милю вертолёт. И мы сделали на базе АШ-82, была сделана АШ-82В вертолётный. И появился вертолёт Ми-4.”
![Ми-4](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/bez-nazvaniya-1.jpeg)
Задачи по развитию гражданской авиации после войны всё-таки встают на первый план. Знаменитый Ан-2, детища Антонова, начинает полеты. Этот самолет проживет тоже долгую жизнь.
Сменит много специальностей, поднимаясь в небо и сегодня.
![Ан-2](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/i-3-22.webp)
Ан-2 оснащается швецовским АШ-62. Но, нужен был самолет и для парадного выхода в свет, который смог бы подтвердить знаменитую цитату Сталина, что жизнь для советских людей стала лучше и веселее.
![Ил-14](https://miraviacii.ru/wp-content/uploads/2024/12/mcy5obfnhnivrpwkay8mf4l1esglriqh86u9s2dw8lgg4oi6blt3qrh4trjasoxbtqcy3gug4f4dfpnip8r5i9p8-3x0jagpfu6l7k2ibrowpg-jiwe4c_i8pkhs5qhqfosmgg3fg9ucadcznjisguwnb4iybagyan_rev2gj16gi6gagnrd2s-a3ou2st0coso7ypw.webp)
Первый советский гражданский самолет Ил-14 приступает к регулярным рейсам и выходит на международные авиалинии. На борту моноплана, укомплектованного также швецовским мотором, 32 пассажирских кресла и экипаж. Самолёт летит со скоростью более 400 км/ч. Для тех лет это верх комфорта и быстроты.
Последние годы жизни
Швецов проживёт после войны только 8 лет, но как у многих выдающихся людей даже в смерти Швецова, можно заметить некий знак. Он инженер и он понимал, на что он способен, и он знал, и в последние годы жизни он произнес такую фразу:
«На мой век поршневых двигателей хватит».
Заканчивался век Швецова заканчивался и век поршневых двигателей. В марте 1953-го умер Сталин, ценивший его гений, а через две недели в московской клинике от цирроза печени умирает Швецов.
Со Швецовым ушла в прошлое целая эпоха. Эпоха побед и колоссальных усилий по созданию отечественной авиации. Впереди были другие победы, в том числе победы созданной им Пермской школы. Но они будут принадлежать другому человеку, который в последние годы был за его плечами.
Интересная статья, советую почитать
Отличная статья. Личность конечно неоднозначная, но однозначно талантливая
Очень интересно и познавательно. Спасибо автору за статью.
Спасибо!!! Интересно было почитать!
Ваш сайт даёт понять, сколько было раньше гениальных людей. Спасибо, автору!
Интересная статья!
Я хоть женщина, но с интересом прочитала статью. Советую прочитать. Интересно.
Очень увлекательно! Узнал много интересного