Петляков Владимир Михайлович Легенда Советского авиастроения

5
(43)

Парад и демонстрация силы: Москва, 1 мая 1940 года

Москва. 1 мая 1940 года. Военный парад на Красной площади. Сейчас особенно важно продемонстрировать мощь Красной армии, так как в Европе идёт война. Демонстрирует свою мощь и решительность Германия.

Австрия и Польша уже оккупированы. Вот-вот капитулируют Бельгия и Франция. И Сталин, и правительство знают, что Красной Армии не хватает современного вооружения. Конечно, новый самолет на параде – это замечательный подарок.

Военного атташе Германии Эрнста Кестринга, русский самолёта не заинтересовал – опытный экземпляр, не помешает победе Германии. Немецкая авиация сильна, новейшие самолёты, пилоты, завоевавшие небо.

Отставание СССР в авиации: контрасты с Германией

135 авиационных заводов строят для Рейха 100 самолётов в день, а в СССР в это время всего лишь 8 авиационных заводов выпускают самолёты устаревших моделей. В стране были выдающиеся самолёты, знаменитые лётчики. Но это были единичные достижения.

Огромное количество авиаконструкторов были объявлены врагами народа и посажены за решетку. Здесь и было организовано тюремное КБ, где в невероятно короткие сроки создавали новые самолеты.

Сидели специалисты всех профилей, будущие академики и генеральные конструкторы. Здесь создал свой новый самолет Владимир Петляков. И полет своего самолёта он увидел через тюремную решетку.

Жизненный путь Владимира Петлякова от юга России к авиации

Владимир Петляков. Он был самостоятельным человеком, и тюрьма его не сломала. Больше того, она сделала его главным конструктором. Его жизнь встала на новый путь. Судьба Петлякова похожа на судьбу многих наших конструкторов.

Родина требовала, и они появлялись из глубин русской земли. Петляков из Таганрога, с юга России. Провинция. Неустроенность жизни нового двадцатого века. Первые самолеты. Воздухоплавание охватило весь мир.

И Петляков как и многие влюбился в самолёты сразу и навсегда. Он поступает в МВТУ имени Баумана, где руководил профессор Жуковский. В то время это был главный научный и учебный центр отечественной авиации.

И работали здесь выдающиеся представители старой русской интеллигенции. В МВТУ учились Туполев, Королев, Сухой, Мясищев, наша будущая интеллигенция. Через год Петлякову пришлось уехать в Таганрог, где он становится паровозным машинистом.

В стране был голод. Мать и сестры голодали, а он был старшим мужчиной в семье. Академик Чиплыгин пропагандирует авиацию и зовет пролетариат в аэрокружки. Крутятся пропеллеры экспериментальных аэроустановок.

Возвращение Петлякова в авиацию

Однокашник Петлякова Андрей Туполев предпринял все, чтобы Петляков вернулся в авиацию. Туполев чувствовал талантливых и верных людей. Вместе они построили первые в стране Аэросани.
А потом, происходит величайший переворот.

Отливают алюминий для постройки самолёта. Вся авиация была до этого деревянной. Главное, что наш цельнометаллический самолет построили в сарае. В голодной, лапотной России вот эти люди. Туполев и Петляков.

Только через десять лет компания «Боинг» смогла повторить это. Начался невиданный подъем советской авиации. Громадный цельнометаллический самолет «Туполева» покоряет Америку.
Вот он Петляков в Америке во время одного из перелетов.

В то время наша страна уже господствовала в небе, и было уже ясно, тот, кто овладеет небом, будет господствовать на земле. Петляков конструировал крылья всех самолетов Туполева. Он стал ближайшим помощником Туполева.

“Методика расчёта крыльев была создана Петляковым. Конечно, как конструктор он был, чрезвычайно талантлив. Владимир Михайлович учил своих конструкторов, каждый должен свою деталь просчитать и посмотреть, что получается. Вот свойство настоящего конструктора.”

Пе-8

В 1934 году Туполев поручает Петлякову проектировать стратегический бомбардировщик. Первый в мире самолет небывалых размеров и возможностей. Его и назовут Пе-8 в честь Петлякова.

Была версия, что если бы мы построили тысячу таких самолетов, Гитлер не рискнул бы напасть на СССР.

Но их было всего 11. Большее мы пока не могли себе позволить. Но под неусыпным контролем Берии, Петляков по заданию Сталина конструировал в это время в Шараге совсем другой самолет.

Тюремные рисунки Петлякова сохранили образы людей, создавших за решеткой оружие победы.

После начала работы, через 8 месяцев, Петляков из тюремного окна увидел, как его самолет летит на Первомайский парад.

Но затем опять новый приказ Берии, переделать высотный истребитель в пикирующий бомбардировщик. Приказы в Шараге не обсуждались.

И всего через полтора месяца знаменитый советский бомбардировщик Пе-2 был готов к серийному производству.

Только Петляков мог в такие сроки создать самолёт, и больше никто в мире. И в награду получил свободу. Из воспоминаний родственников:

“И мы вдруг увидели яркий огонь фар от машины. Вот поворот налево, вот уже до нашего поворота. И мы уже все выбежали к этой дорожке. И вышел дядя Володя, и мы все, конечно, бросились на него. И я только помню, что я только могла его обхватить за талию, больше не доставала. Но там его все, в общем, целовали, расспрашивали. Это был самый счастливый день.”

Заслуженная награда

Да, это были самые счастливые дни в его жизни. Семья, которую он бесконечно любил.
Свобода и неожиданная награда, о которой он услышал по радио.

“Постановлением Совета народных комиссаров Союза СССР от 14 марта 1941 года присуждена сталинская премия первой степени Петлякову Владимиру Михайловичу, главному конструктору авиазавода за разработку новой конструкции самолёта.”

На гостевой трибуне на Красной площади Петляков наблюдал за полётом своих самолётов. Это был первомайский парад 1941-го года. До начала войны оставалось 53 дня и 4 часа.

Страшное начало войны.

22 июня 1941 года, страшное начало войны. В памяти нашего народа навсегда останется горе и унижение. В первый же день войны немецкая авиация уничтожила 1200 наших самолетов, 800 из них на земле.

Фашисты радовались. Они не понимали, что напали на страну, народ которой победить нельзя.
В эти трудные дни войны, в 41-м, в Москве вспомнили о стратегическом бомбардировщике Петлякова.

Казалась фантастической та задача, которую предстояло выполнить этим самолётам. До отказа, загруженных бомбами, семь тяжёлых бомбардировщиков вылетели бомбить Берлин. Было это в середине сентября.

Красная армия отступала. Оставлены Минск, Смоленск, Рига. Немцы рвались к Москве, оставалось 376 километров. А мы бомбили Берлин, и это было наша первая победа в войне. Сталин направляет за океан наркома иностранных дел Молотова летом 1942-го года.

Полёт Молотова в США и Великобританию

Я пришлю за ним летающую крепость, предложил Американский президент Рузвельт предложил прислать за Молотовым летающую крепость. Не надо, ответил Сталин. У нас есть своя летающая крепость.

Молотова отправили на самолете Петлякова Пе-8. Из воспоминаний командира экипажа полковника Пуссет:

“По тем временам это был нешуточный полет. Мы летели над странами, занятыми фашистами, но сбить нас было невозможно.”

В самолете Петлякова был пятый скрытый двигатель он и позволял ему лететь на недосягаемой высоте. Встречали советского наркома в Англии как равноправного союзника, с высшими государственными почестями.

Подписали историческое соглашение об антигитлеровской Коалиции и в портфеле Молотова его доставили на борт советского бомбардировщика. Надо лететь дальше. Моторы ревут во всю мощь.
Но скорость, для отрыва, явно мала.

“Уже подходит конец дорожки. Вот впереди появляется узкая полоска, отделяющая аэродром от обрыва в океан. Резче, чем обычно, пилот тянет штурвал на себя. Слава Богу, повисли над водой.
Прошло несколько страшных секунд и самолет все же успел набрать нужную скорость и устойчиво пошел на набор высоты.”

“В Вашингтон они летели через Исландию. Под ними Америка. Огора усиливается с каждым часом.
Возникает реальная опасность сжечь мотор. Они и трещат, и маслом облиты. Пришлось выключить один мотор, чтобы не сжечь окончательно свечи. Немного дальше убавить мощность второму.
Обрадовались как дети, когда увидели перед собой дорожку Вашингтонского аэродрома. Долетели на двух с половиной моторах.”

Из США П-8 увез договор о ленд-лизе на тонны продовольствия, военной техники, материалов. Возвращались на большой высоте. Опять с кислородом, и слава богу ветер работал на них по пути.
Летели со скоростью 500 км в час.

“Вот уже Родина родная, истерзанная, измученная, но непокоренная. Непокорённая родина сражалась с фашизмом, даже в те дни, когда вряг стоял у ворот Москвы. Все были уверены, что победа будет за нами.”

Они победили

Победа ковалась на полях сражений и в тылу. Сотни заводов эвакуировали на восток. В сложных условиях эвакуации за считанные дни они налаживали производство танков, пушек, самолетов, которые эшелонами отправляли на Волгу, за Урал и Сибирь.

В Казани, на авиазаводе номер 22, наладили производство бомбардировщиков Петлякова. Петляков следил за производством. Фронт нуждался в пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Но фронту нужны были и солдаты, и рабочие с завода уходили на войну.

Бронь появилась гораздо позже. А в 41-м рабочие места занимали узбекские крестьяне и дети.
И нужно было увеличивать количество выпускаемых самолетов, но в то же время сохранять их качество.

В 41-м году 16-летним мальчишкам и девчонкам приходилось работать очень много. По 12 часов, и больше. Работали сутками, с 8 утра до 8 утра. Постоянно хотелось есть и спать. Очень тяжело было.
Но ничего, жили, работали, и все правильно сделали.

На этом заводе бывал и представитель Рузвельта. Рабочие видели как он осматривал завод.
И он сказал, что с такими людьми, которые девушки работают на наклёпке центроплана и мальчики работают на станках, таких людей победить нельзя.

Сталин требовал у этих детей и женщин увеличить выпуск «Пе-2». Петляков требовал от них качества работы. По другому не могли ни Сталин, ни Петляков. Ну, молодость есть молодость. На заводе даже сочинили такой гимн:

“В заводе нас станочки окружают, а мастера частенько нас ругают. Начальство сверху смотрит из-под лобья, мы ишаки завода-22. Но мы всегда горды своей работой. Ведь мы для фронта строим самолеты. И пешки наши бьют проклятых немцев, и в этом доля нашего труда.”

Тяжёлая потеря для страны

Оружием нашей победы стал самолёт, созданный в тюремном КБ и выполненный руками подростков и женщин. Пе-2 крушил переправы, склады, пехоту, танки. Но Петлякова уже не было в живых.

Владимир Михайлович погиб в авиационной катастрофе самолета Пе-2, 12 января 1942 года.
Есть памятник на Нарском кладбище, Петлякову, нашему боевому конструктору. Его машины отличились в войну – это были самые лучшие фронтовые бомбардировщики.

В конце 42-го, начале 43-го я начал воевать на П-2. Пе-2 мне очень понравилась. Машина сложная, особенно на посадке. Она была хорошей пилотажной машиной. Она прекрасно садилась на фюзеляж с убранными шасси.

Петляков Владимир Михайлович. Герои неба. на RUTUBE

Несколько раз садился на живот, меня подбивали. Так что у нас всю жизнь Владимир Михайлович Петлякову была большая благодарность за этот прекрасный самолет. За время войны было выпущено 11 427 самолётов Пе-2, на них воевали замечательные наши лётчики.

Что вы думаете о достижениях Петлякова. Пишите в комментариях

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 43

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Обновлено: 11.12.2024 — 17:19
  1. Здорово, что здесь собрались люди,
    которым тоже интересна эта тема.
    Надеюсь, мы сможем поделиться полезной информацией и опытом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *