Норвежском море 7 апреля 1989 года погибла атомная подлодка комсомолец. Члены команды оставшиеся в живых покинули горящую лодку. Тысячи километров до своего берега. Шторм, ветер, ледяная вода. Плавбаза не успевала, гидросамолёты сесть не могли.

Сброшенные спасательные плоты разметало ветром. Люди были обречены. Транспорт, который мог в тот день сесть на штормовую волну и спасти людей был в Советском Союзе. Была поставлена задача обеспечить перелет на север и организовать спасение комсомольцев.
Но в итоге, просто не захотели рисковать, эту задачу сняли. Была уникальная машина, «Экраноплан», которую создал кораблестроитель Ростислав Алексеев. Алексеев — выдающийся конструктор. Имя Ростислава Алексеева в России стоит в одном ряду с Королёвым и Туполевым.
Судьба этого яркого человека, как и судьба его идей, драматична. Прошло много лет после его смерти, а о нем знают лишь специалисты. Он был гениальный конструктор, редкой величины, так сказать, алмаз чистой воды.

Портрет Ростислава Евгеньевича Алексеева висит в Конгрессе США висит. Там все его знают. А нас, спроси, кто такой Алексеев. Никто почти не знает.
“На сегодняшний день, мы знаем, вот квартира, это бабушка построила. Место на кладбище, на котором он лежит, тоже бабушка. А сам он, получается, ну, ничего. Его даже хоронили в костюме сына.”
Содержание
- В обстановке строгой секретности
- Идти по воде на крыльях невозможно
- Первые корабли на подводных крыльях
- Экранный эфект
- Первый экраноплан
- Он был гением
- Абсурд
- Трагедия
- Нереальный срок
- Первый полёт
- «Орленок»
- Потерял всё
- Проекты продолжают жить
- Алексеев начинает всё заново
- Унижения продолжаются
- Орлёнка принимают на вооружение
- Ушёл из жизни великий человек
- Достояние
В обстановке строгой секретности
Весной 1962 года в обстановке строгой секретности под Москвой происходило событие, которое могло бы повлиять на ход истории. Были все. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, члены ЦК, министры, генералы. Конструктор Алексеев представлял новую машину.

Показывали впервые первый советский экраноплан. Он взлетал и садился, шел по воде и даже выползал на сушу. Но тогда почти никто до конца так и не понял, что это. Алексеев докладывал:
“Боевая машина будет в сотни раз больше, с крейсерской скоростью транспортного самолета, сможет нести оружие, грузов сотни тонн. Аналогов в мире нет.”
Дмитрий Устинов – секретарь ЦК одобрительно молчал. Это была его идея устроить показательный полет. Главком ВМФ Горшков не мог поверить собственным глазам и все спрашивал, так это корабль или самолет? Министр судостроения Борис Бутома с трудом скрывал раздражение.

Бутоме не нравилась идея строить эти экзотические машины на своих заводах. Все ждали, что скажет Хрущев. А Хрущева демонстрация потрясла. Такая машина нам нужна. Бутома сказал, что это еще вилами по воде писано. Никита Сергеевич, на него отреагировал очень остро и быстро:
“Знаешь, может быть, я в технике разбираюсь меньше твоего, но я верю людям, Алексеев создал нам флот в судово-подводных крыльях, и я уверен в нем, и в то, что он и это создал.”

Хрущев знал, о чем говорил. И с его легкой руки в 1957 году в СССР появился скоростной флот на подводных крыльях. Стал реальностью первый проект конструктора Алексеева. Появились суда с космическими именами. Ракета, Комета, Метеор сегодня известны всем.
И эта форма, и скорость до 100 км/час. Но до середины прошлого века гражданские суда таких скоростей не знали. Не более, чем 20−30 км/час — все, на что они были способны. Конечно скоростные ракеты на подводных крыльях сделали революцию в мировом судостроении.

Идти по воде на крыльях невозможно
Слушатель военно-морской академии Ростислав Алексеев в 1940 году отправляет в главный штаб ВМФ и наркомат по судостроению рапорты с предложением создать боевой катер на подводных крыльях со скоростью 100 узлов, а это почти 200 километров в час.

Ростислав Евгеньевич предлагает дать морским кораблям небывалую прежде скорость, поднять судно из воды, поставить на подводные крылья и за счет этого создать катер на подводных крыльях. Прилагались и результаты испытаний на моделях.

Ответ был как приговор. Идти по воде на крыльях невозможно. Все корабелы знали, на такой скорости вода словно закипает на кромках крыльев и разрушает металл. Один начальник объяснил очень понятно: «У меня не получилось, и у вас не получится. Невозможно».

Алексееву, говорят теоретически невозможно, а он говорит, возможно, я попробовал. И получается. Остановить себя и ход своих мыслей он уже не мог. Это,наверное, и была для него беда. Это было уже как болезнь своего рода. Он не мог ничего с собой поделать. Для себя он решил, ему нужно было найти выход.

И выход был найден — сделать и показать. В Алексеева поверил только директор Горьковского завода Красное Сормово. Завод делал танки, шла война. Директор на свой страх и риск дал молодому инженеру угол в мастерской и право два часа в день заниматься не танками, а катерами.
Первые корабли на подводных крыльях
В 1945 году был сделан первый боевой катер на подводных крыльях. Военный флот страны получил совершенно новый тип быстроходного торпедного катера. Алексееву за эту работу в 1951 дали сталинскую премию и свою лабораторию.

Вдохновлённый успехом, он предложил новый проект — построить на подводных крыльях скоростное пассажирское судно. Идея Алексеева привела в ужас Министерство судостроения. Авантюра. Возить людей на такой скорости запрещает инструкция. В мире гражданских судов на крыльях нет.
Законы выхода из воды очень всех пугали. А чего же будет дальше-то? Судостроение — такой очень сильный консерватизм. Там всё отработано чётко, веками, отработанная система от и до, и её поломать было очень сложно.

Но Алексеева опять поддерживает завод. В 1957 году первое пассажирское судно на подводных крыльях спускают на воду. Это случилось в год полёта первого космического спутника Земли. Алексеев сам даёт ему модное имя — «Ракета» — и решается на авантюру.
Идёт на ней из Горького прямо в Москву. В Москве летом 1957 года проходит международный фестиваль молодёжи и студентов. Всего за 15 часов, фантастически короткое время, Ракета доходит до столицы . В три раза быстрее обычного теплохода.

Пролёт Ракеты по Москве-реке собирает на набережных толпы удивлённых зрителей. Но у Алексеева дерзкая идея — прокатить на ракете самого Хрущёва и добиться постановки нового судна в серию.
Когда Хрущев увидел, как обгоняют всех, он стукнул, кулаком по перилам и сказал, хватит по Волге на валах ездить, будем строить. И все кто были против, сказали, будем. Никита Сергеевич спросил Алексеева, удовлетворён ли он. Он ответил, да, Никита Сергеевич.

“Но ты знаешь наших чиновников. Как бы дело не замяли и где-то не провалили. Я тебе разрешаю два раза в год обращаться лично ко мне”.
Шутке генсека о чиновниках все посмеялись. Прямой же начальник Алексеева, министр Бутома, был недоволен. Через голову лезет. Алексеев еще не знал, что на долгие годы нажил себе врага. Строить ракеты начинают сразу несколько заводов.
Экранный эфект
Каждый год ЦКБ по судам на подводных крыльях выпускает новую модель. А Алексеев занят уже другим проектом. Надо идти дальше, преодолеть барьер скорости у судов на крыльях. Ростислав Алексеев был одержим скоростью с юности.

Он сам конструировал и строил яхты и был первый гонщик на Волге. Получал призы из рук Валерия Чкалова. Этот эффект открыли на заре авиации, и он был проклятием для авиаторов, становясь нередко причиной их гибели. В нескольких метрах от земли воздух будто отталкивал машину, мешая самолетам садиться.

Не случайно летать на малой высоте, удерживать самолет на коварной воздушной подушке мог только опытный пилот. Ученые утверждали, использовать экранный эффект во благо нельзя.
Алексеев же с юности не выносил слов «нельзя» и «невозможно». Алексеев верил в силу опыта, эксперимента, он был практиком. Он любил, говорить:
“Читать учат всех, а наблюдать, к сожалению, нет.”
Он очень внимательно изучал всё, что связано с теорией крыла, и в воде, и в воздухе. И поэтому всё время шёл поиск. Нельзя сказать, что сегодня он занимался этими судами на подводных крыльях, а завтра стал заниматься экронопланами. Это всё шло в параллели.

Среди большого количества рисунков Алексеева есть эскиз необычного аппарата. Подписано «Экраноплан». И решение посвятить свою жизнь созданию нового вида транспорта. В 1947 году, когда страна с трудом поднимается из послевоенной разрухи, он придумывает для нее машину будущего, которую через 15 лет сделает реальностью.
Ростислав Евгеньевич полностью вытаскивает судно из воды и оно устойчиво скользит над водой, землей, льдом, любой ровной поверхностью. Под судном образовывается динамическая воздушная подушка, она и удерживает этот многотонный аппарат, идущий со скоростью самолета.
Корабль не зависел больше от сопротивления воды, он стал летающим. Путь к новым скоростям был открыт. Это тот случай, когда один человек, вытащил два совершенно новых технических направлений.
Первый экраноплан

Королёв готовит ракету для полета на Марс, впервые в мире отправляет человека в космос. Туполев испытывает первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Возвращаются советские атомные подводные лодки из первой кругосветки.
В это же время еще один не менее значимый проект держится в СССР в строжайшем секрете. На закрытых совещаниях высшее руководство страны обсуждает машины Ростислава Алексеева. До конца никто не знает всех возможностей экранопланов, но конструктору верят и принимают государственную программу развития экранопланостроения.

В 1963 году в августе в закрытом городе Горьком на опытном заводе закладывают экраноплан с рабочим названием «Корабль-макет» или просто «КМ». Начался новый, мощный проект конструктора, а с ним и новое направление в истории мирового судостроения.
Стартовал очень короткий, всего 5 лет, но самый счастливый период его жизни. Это его золотое время. У Алексеева есть свое конструкторское бюро, свой экспериментальный завод, уникальная испытательная база под Горьким. Вся работа ЦКБ по экранопланам засекречена.

Государство ставит Алексеева в один ряд с Туполевым, Королевым, Сухим. На столе Алексеева прямой телефон с Москвой. Хрущев к нему благосклонен. Есть оборудование, деньги. Лучшие инженеры. Хороший творческий коллектив.
“Если кто-то вам расскажет, как коллектив создавал что-то, это все ерунда. Коллективы все похожи друг на друга. Коллективов много. Гениев единицы. Гении и создают все. Если бы рядом с Алексеевым были другие люди, это было бы тоже самое.”

К Ростиславу Алексееву в 1963 году в Горький приезжают Туполев, Королев, Мясищев, посмотреть, что за невиданную технику создает конструктор корабел. Смелость его идей поражает всех. На стапеле завода строится огромный летающий корабль.
Длина 100 м. Чуть короче, чем два поставленных друг за другом аэробуса Ил-86. Вес 500 тонн. Десять турбореактивных двигателей. Такого до сих пор нет ни на одном самолете.
Он был гением
Говорили, что такой корабль-макет мог создать или авантюрист, или гений. Но Алексеев не был авантюристом, это точно. Значит, он был гением и уникальным русским конструктором. Алексеев не любил говорить о будущих машинах. Он мыслил через карандаш. Сразу рисовал эскиз.

Любую мысль он должен был прочувствовать в штрихе, в броске. Первый фантазийный образ, потом интуитивное решение, применённое к этому образу, а потом уже доказывать логически, всеми расчётами, что же можно на данный момент из этой фантазии, которая была первоначально, получить.
Даже в наше время многое из того, что Алексеев доказал на практике, невозможно просчитать на компьютере. У него была огромная инженерная интуиция. Он видел то, что многие не могли увидеть. Для этого надо было или сделать расчет, или провести эксперимент, или начертить.

Он был неразговорчив, дневников не вел. Но его рисунки как дневниковые записи. В них не только работа. Море, яхты, друзья и женщины. Он обожал женщин. Он притягивал к себе всеобщее внимание, высоченный, под два метра ростом, уверенный, независимый. И конечно был безусловным лидером.
Никто в мире до Алексеева большие экранопланы не строил. Не было конкурентов, но и опыта не было. На Королёва работала вся страна, на Туполево несколько мощных авиационных заводов, Алексееву же всё приходилось пробивать самому.

Абсурд
В помощь ему нужны были две отрасли, судостроительная и авиационная. Необходимы были специальные сплавы, двигатели. А доходило до абсурда. Министерство судостроительной промышленности считало, что это самолёт, либо требовали навесить якоря.
Министерство авиационной промышленности считали точно так же. Требовали установит шассиСо знаком наоборот. Алексеев метался между Горьким и Москвой.

В строительстве КМ были заняты министерства, и их комитеты. В октября 1964-го года он пришел к Брежневу, его виза, как секретаря ЦК, курирующего оборону страны, была нужна на какой-то очередной важной бумаге. Брежнев отказывается подписывать. Алексеев говорит:
“Я буду жаловаться Хрущеву, Хрущеву на вас.” Брежнев закричал: “Ну и жалуйтесь, жалуйтесь, жалуйтесь.”

На следующий день пленум ЦК КПСС избрал Брежнева первым секретарем. Хрущева отправили в отставку. Алексеев остался без всесильного покровителя. Но пока руководство страны Алексеева бережет. Его имя в числе шести конструкторов, рядом с Туполевым и Королевым, которым ЦК запрещает садиться за штурвал и испытывать самим новую технику.
Но он нарушает запреты. Чтобы первым испытывать свои машины Алексеев учится управлять самолетом. Он мечтает создать при ЦКБ специальный летный отряд. Но, экраноплан не самолет, ему нужна другая техника вождения.

Трагедия
Пилот самолета может привычно рвануть штурвал на себя и лишить машину главного — экрана, погубить экипаж и машину. Так и случилось в страшный для Алексеева день 25 августа 1964 года.
В тот день на базе под Горьким испытывали самоходную модель СМ-5, прообраз будущего большого КМ.
Экраноплан уже оторвался от воды, когда летчик вдруг потянул штурвал на себя. Машина задрала нос, закачалась и несколько секунд спустя рухнула в воду. Пилот и инженер погибли. Все работы над КМ были немедленно остановлены. Чуть было не сорвали военный заказ государственной важности.
Из столицы прилетели главком ВМФ Сергей Горшков и министр судпрома Борис Бутома. Не знали как поведет себя большая машина, а если и она упадёт в воду? Комиссия работала несколько месяцев. Тему не закрыли, ограничились выговором главному конструктору и разрешили продолжить работу.
Нереальный срок
До сдачи КМ остается немногим больше года. Нереальный срок для такой машины . Алексеев отменяет выходные и своей властью вводит десятичасовой рабочий день. Экраноплан должен быть готов в срок. Он был бескомпромиссный. Говорил так, вот тебе три дня и делай.
Если не сделаешь, значит, ты, извини, не на месте. Ищи другую работу. Он мучил себя прежде всего. И все это отражалось на его судьбе. И если эти люди думали не в направлении его мыслей. Его это раздражало. Очень тяжело было с ним идти в ногу. Не успевали. У него были слишком высокие требования к жизненной позиции, и к самому себе.

Лето сменяло зиму, а они пропадали на базе, работали на износ. Тысячи часов испытаний. На треке, на открытой воде. Были и аварии и неудачи. И снова приходилось начинать все сначала. Новые модели, новые испытания. Инженеры шутили:
“Главный по нашим могилам прогонит модели свои.” Молодые мужики не жили дома месяцами. Срывались. Говорили: “Это не работа, а рабство.”
Жены подавали на развод, писали жалобы в обком. Из рассказа Семёна Айзена:
“Я приехал домой утром, я тихонечко открываю дверь, тихонечко захожу, зашел в комнату, они проснулись, и первое что услышал — это плач сына. Он увидел меня и испугался. Пришел чужой дядя.”
Алексеев ничего не замечал, ему казалось, что все идет своим чередом. Люди стали возмущаться, то один чуть ли не увольняется, то другой. Наконец он начал понимать, что что-то происходит не то. И, когда ему объяснили ситуацию, он начал объявлять воскресенье выходным днём. Из рассказа Александра Маскалика:
“Он говорил: “Мужик должен работать. Сделал детей и не мешай, пускай жена воспитывает.”

Ещё до рассвета 22 июня 1966 года с Волжского причала спускают на воду странный 100-метровый сигарообразный аппарат. И целый месяц, тайно, по ночам, тащат сверхсекретную машину из Горького на полигон в Каспийск. Из соображений секретности между собой ее называют “пароход». Крылья навешивают на пароход и готовят к первому испытательному полёту в ДОКе в Каспийске.
Первый полёт
Наконец день полета настаёт, 14 августа в 4 часа утра. Алексеев садится в левое кресло командира. Владимир Логинов, кресло второго пилота, взревели 10 двигателей. КМ отрывается от воды.
Ощущение как будто корабль стелется над водой. Огромная махина летит на вас совершенно беззвучно. Звук уже появлялся, когда он шёл рядом. Михаил Симонов говорил так:
“За свои 77 лет жизни я более прекрасного ощущения, чем полёт на экраноплане, не встречал.”

Логинов и Алексеев, летели на морем в Каспий. А , скорость 450, потом за 500 заходит. Ох, так хорошо! Впервые в мире в этой машине было многое – много было вложено надежд и амбиций. Всё удалось, всё получилось. КМ – идеально держит экран, устойчив в полете, послушен в управлении.
Он может нести различное вооружение, ракеты, десант. Экраноплан экономичен. Из-за низкой высоты движения практически безопасен. Почти не заметен для радаров. Машине не страшны мины и торпеды. Самолет напоминает только внешне. От авиации ей досталось главное — скорость.

19 декабря 1966 года Ростиславу Алексееву исполнилось 50 лет. Все как-то здорово сошлось в эту зиму. Удачные испытания, и юбилей. Из воспоминаний Владимира Логинова:
“Мы думали, может, ему лауреата дадут, может, ему дадут героя СССР за такой КМ. Может нам немножко что-нибудь, благодарность какую-нибудь проявят. Ничего. Всех забыли. А главное только грамоту дали от Министерства судостроения за испытание. 50 лет человеку. Умный, учёный, доктор технических наук, лауреат, всё, его обидели.”
Документы на орден Ростиславу Алексееву лежали в кабинете главы судпрома Бориса Бутома. «Только через мой труп», — сказал министр. В августе 67-го года экраноплан КМ поднялся в воздух со взлётным весом в 540 тонн.

В Пентагоне не верили разведке
Четверть века этот вес будет абсолютным мировым рекордом для летательных аппаратов. В один из летних дней нашу машину отследил американский спутник «Шпион». В Пентагоне не верили разведке. Такая огромная машина летать не может.
А если её, оснастить ракетно-ядерным оружием, она представляла смертельную угрозу для США. В Америке ей дали имя — «Каспийский монстр». А в СССР КМу Алексеева угрожал привычный, распланированный жизнью министерств, работавших на оборону.

Шла нешуточная борьба за военные заказы, за кусок огромного, отпущенного государством бюджета. Каждый министр проталкивал свои проекты, свои КБ. Алексеев им мешал. В Министерство судостроения в конце 67-го года поступила коллективная анонимная жалоба на Алексеева.
На деспотизм его характера, на работу без выходных. Наконец у министра судостроения Бутома появился хороший повод Алексеева убрать. И 20 марта 68-го года Ростислава Алексеева отстранили от должности начальника им созданного ЦКБ. Из воспоминаний дочери, Алексеевой Татьяны:
“И вот утром мы приезжаем туда на работу, я иду к себе в комнату, он идёт к себе в кабинет. Иду где-то часа через полтора-два, открывается дверь нашей комнаты, и, значит, такая компания. Весь Партком, Профком и какие-то незнакомые люди. Алексеев всех вводит в комнату и говорит, разрешите представить вам главного конструктора, главного начальника ЦКБ по судам на подводных крыльях, Иконникова Валерия Васильевича. То есть он утром пришел на работу, а в кабинете сидит новый начальник.”

«Мы освободили вас от директорской рутины, чтобы дать время на творчество», объяснили ему в министерстве. Его оставили пока главным конструктором экранопланов, но отобрали созданную им же империю ЦКБ по судам на подводных крыльях.
Тогда никто не понимал, что для него начался страшный путь вниз от главного до рядового конструктора. Алексеев был подавлен, оскорблён. Хотя по натуре он победитель. Он пытается сам себя вытащить из депрессии. Использует свои два лекарства — риск и скорость.
Лыжи признаёт только горные, а ему за 50. Прыжки с парашютом. Носится на машине с бешеной скоростью, и только уважение к нему горьковских гаишников спасает от постоянных штрафов. И всё-таки Алексеев снова вернулся к работе. При теперешнем начальстве согласования шли сложнее.
«Орленок»
И только в 74-м году, был готов к испытаниям новый проект — первый боевой десантный экраноплан «Орленок». Настоящий летающий корабль, умеющий взлетать и садиться при волнении моря, выходить на необорудованный берег.

Главком ВМФ Горшков собирался заказать сотню таких машин, поставить «Орлят» на внутренних морях СССР для доставки передовых сил десанта. Но в начале 70-х произошли изменения. ЦК и Генштаб сделали ставку на атомные подводные лодки.
Горшкову, любимцу генсека, денег дали только на три экраноплана Орленок. 4 ноября 1974 года первый Орленок сдавали Госкомиссии . На борт поднялись человек 40 военных и гражданских начальников. Море штормило, но Орленок уверенно сделал несколько проходов, сел на воду и стал снова взлетать.

И вдруг при взлёте машина ударилась о гребень высокой волны. Алексеев оттолкнул пилота и взял управление на себя. До берега ещё 40 километров. Только когда выбрались из машины, увидели хвоста не было.
Хвост оторвался на взлёте, и после этого экраноплан без хвоста спокойно зашёл в бухту, при этом показав свою высочайшую надёжность. Часть летательного аппарата отрывается, а он не разбился, ничего с ним не было.

Когда они вышли на берег, авиационщики, сказали, у нас за такие вещи в авиации героев дают.
А Алексеева за это снимут со всех должностей. Расследование показало, что причиной аварии Орлёнка стал хрупкий сплав его корпуса. Именно сплав не выдержал удара о волну.
Потерял всё
За 10 лет Алексеев так и не смог добиться разрешения строить экранопланы из лёгких и очень прочных сплавов авиационной промышленности. А в судостроении лёгкого, хорошего металла не было. Бутома сказал:
“Я не пойду к Дементьеву на коленях просить металла! Он и так дефицитный! Я просить к нему не пойду, пусть Алексеев берёт металл из судостроения.”

В последствии все документы по этой аварии были уничтожены. Министерство решило скрыть свою вину. Алексеев взбунтовался. Из судостроения надо уходить. Надоело рисковать машинами и людьми. Он хотел перейти в Минавиапром.
Письма были разосланы в 14 отделов. Среди этих адресатов были, главнокомандующий ВВС, ВМФ, командующий воздушно-десантными войсками, секретариат ЦК. Ни на одно письмо ответа не было получено. Наживать себе врагов никто не хотел.

Бунт для Алексеева закончился отставкой. И на этот раз он потерял всё. В сентябре 75-го года Ростислав Евгеньевич Алексеев, лауреат Сталинской и Ленинской премий, доктор технических наук, был снят со всех должностей и отстранён от всех проектов.
Это был финал многолетней мести министра. Напоследок Борис Бутома всё-таки позаботился о безработном конструкторе.
“Дайте ему человек пятнадцать, пусть что-нибудь придумывает.”

Уволили главного конструктора нового стратегического оборонного направления. Это был уникальный для СССР случай. Один из ведущих конструкторов страны остался без власти, без базы, без людей в 59 лет. Отобрали все, даже подаренную Горьковским автозаводом «Чайку».
Проекты продолжают жить
Его прежние проекты продолжали жить. В цехах завода и в отделах КБ, как и раньше, продолжалась работа. Только Алексеев был от нее отстранен. Когда Алексеева снимали, все люди, которые работали рядом, которые алексеевцы, конечно, категорически отказались заменить Алексеева на этом месте, но одного всё же нашли.

Им оказался первый заместитель Алексеева, его ученик Виктор Соколов. Он единственный дал согласие занять освободившееся место и возглавить работу над Орленком. Он согласился, на самом деле, он нужен был не как главный конструктор, а как инструмент для снятия Алексеева.
В эту трудную минуту не все оказались рядом. Многие отвернулись, многие за глаза могли сказать все, что угодно. В один из вечеров Ростислав Алексеев пришел к вдове своего лучшего друга Николая Зайцева. Она рассказывала:
“Сидит, у меня на кухне и плачет. Я его спрашиваю, что случилось. А у меня, говорит, голова перестала работать. Для него это самое страшное. То есть, когда человека вот так бьют, бьют, бьют, бьют, бьют, и в конце добивают до того, что у него мыслей нету, вот для него это было самое страшное. Для него был тупик. У него нет мысли. Он не знал, что такое, и представить даже себе не мог, что вдруг у него не будет мыслей, и он не будет знать, а что ему дальше делать.”
Алексеев начинает всё заново
1976 год. За год Алексеев постарел лет на 15, а ведь ему всего 60. Такую дату замять не удалось, и в актовом зале на юбилейном вечере собрались все, и друзья, и недруги. Странный это был юбилей. Невеселый и неожиданно честный. Приход каждой новой вещи не даётся без боли, без крика.
“И, конечно, наши враги стремились отобрать исследовательскую базу или разрушить опытное производство. Было всякое.”
После юбилея Ростислав Евгеньевич особенно остро почувствовал свое одиночество. Лучшие друзья ушли в мир иной. Семья живёт своей жизнью. За столько лет она просто привыкла жить без него. Семья большая. Дети, внуки. 11 человек теснятся в квартире тещи. Своей квартиры у Алексеева нет. Всю жизнь он так и простоял в очереди на жилье. Не то что работать, ему и отдохнуть негде.

Он вынужден уехать из города на испытательную базу под Горький. Наедине с природой, наедине с кистью, с красками. И таким образом потихонечку, помаленечку сам себя вытаскивал, чтобы у него появились мысли. Алексеев начинает всё заново в 1976 году. Создает отдел перспективных разработок. Все хорошие кадры туда поплыли. Желающих уйти начали вызывать к начальству и говорить:
“Если ты пойдёшь, мы тебе зарплату не прибавим. Или ещё что-то в этом роде.“
С Алексеевым остаются только самые верные и смелые. В новом отделе у них нет ничего, кроме столов и кульманов. И они начинают разрабатывать экраноплан второго поколения. Заказ был от главкома ВМФ Горшкова.

Алексеевцы начинают проектировать и проводить модельные испытания океанского экраноплана, носителя боевых самолётов, в несколько раз мощнее Каспийского «Монстра». Но условия работы унизительны.
Унижения продолжаются
Сотрудников не пускают на испытательный трек, закрывают двери на замки, отключают свет.
Им приходилось отрабатывать некоторые элементы моделей тайно, на старом треке, через который они пробирались нелегально.
Передние и задние ворота были опечатанными, опломбированными, им приходилось проникать через калитку. И выполняли они там, в антисанитарных условиях, в холоде и без света, свою работу.
В 1976 году умер Борис Бутома. В министерстве сменилось руководство. Однако в жизни Алексеева ничего не поменялось.

Травили, теперь уже бывшие ученики и коллеги. В 79-м году на Каспии вновь проходили испытания Орленка. Новое начальство специальным приказом велело не подписывать Алексееву туда командировки. Запретили вход на полигон ему категорически. Но он всё равно летел в Каспийск.
Во время испытаний, вдруг открывается дверь, заходит Ростислав Евгеньевич. Его, оказывается, тайно наши пилоты доставили в Каспийск. Он заходил, здоровался и спрашивал, можно я тут с вами посмотрю на испытания из иллюминатора? Мне, там появляться нельзя.

Из расказа коллег:
“Однажды Алексеев обманул часового на полигоне и поднялся на борт. Новый начальник, узнавший, что Алексеев находится на борту, значит, приехал и спрашивает Семена, у тебя посторонние люди на борту есть? Он говорит, нет. А Алексеев? Он говорит, ну так Алексеев это. Алексеев? Пусть он выйдет. Он говорит, нет, он останется здесь. Ростовский, на это плевал, на эти издевки, угрозы, запреты, там все прочее. Не потому что он хотел себя прославить, да чтоб он хотел понять, то, что он сделал, это действительно так хорошо, что он уходит?”
Орлёнка принимают на вооружение
Орленка принимает Государственная комиссия 3 ноября 1979 года. На корабле поднимают военно-морской флаг и включают его в состав краснознаменной Каспийской флотилии. Происходит это торжественно и красиво. Алексеева на кадрах хроники не видно. Оператор снимает нового главного конструктора.

Новый ракетный экраноплан «Лунь», оснащенный шестью ракетами «Москит», флот получит через шесть лет. Запуск этих ракет возможен на скорости движения в 500 километров в час. «Убийца-авианосца» — назовут его военные. Лунь это оружие 21 века. Такого нет ни у кого.
Лунь способен был решать любые задачи против любых надводных сил предполагаемого противника того времени, в том числе и авианосных соединений. Это не оружие агрессии, это оружие сдерживания, у которого огромные возможности, и только одни эти возможности могут уже остановить от различных агрессивных проявлений против нашей страны.

Алексеев рисует эскизы нового, большого, на сотни пассажиров, гражданского экраноплана. Ведь экраноплан — необычный всесезонный скоростной вид транспорта. Алексеев сам хотел пересечь на нём Атлантику. Ростислав Евгеньевич верит в применение экраноплана в обычной жизни. И в то, что когда-нибудь он станет таким же привычным, как его ракеты и метеоры.
Команда Алексеева в январе 80-го года,начинает испытания восьмиместного пассажирского экраноплана «Волга-2». На эту машину у Алексеева большие надежды. Летом в Москве Олимпиада, и он хочет повторить тот же трюк, что в 57-м году с «Хрущевым» — прийти на новой машине в Москву, показать, убедить.

Ушёл из жизни великий человек
Но 14 января 80-го года произошла трагедия. Алексеев помогал вытащить из Эллинга модель экраноплана в тонну весом, обычное дело. Из воспоминаний коллег:
“Все говорят, ну все, мы приехали, пускаем пароход. А он прослушал это дело, он задумался о чем-то. И держит его, он напрягся здорово, потому что он немыслимой силой был, физически сильный человек. И он пол парохода держал сам, один. Естественно, он надорвался.”
В больницу Алексеева привезли только через два дня с резкими болями в животе. Три проведённые операции спасти его не смогли. Ростислав Евгеньевич Алексеев умер 9 февраля 1980 года. Ему было 64. Хоронил Алексеева весь Горький. Люди любили его за ракеты и метеоры.

Они не знали о секретных работах конструктора. На другой день после похорон его кабинет был разгромлен. Уничтожены чертежи. Сожгли все бумаги из Алексеевского кабинета. Была какая-то эйфория и некий шабаш. Сперва растерянность.
Ненадолго пережил своего создателя знаменитый «Каспийский монстр». Через несколько месяцев после смерти Алексеева разбился по вине экипажа на испытаниях. Он затонул не сразу. Погибший гигант носило по Каспию две недели.

Достояние
Таких людей надо беречь, они достояние страны. Таких кораблей до него не создавал никто. После гибели КМ в мире не осталось экранопланов конструктора Алексеева. Последующие серии, транспортно-десантный «Орлёнок», ракетный «Лунь» подписывали к испытаниям и сдавали уже другие главные конструкторы.
По всем документам, во всех учебниках сегодня авторы они. Получается, что Ростислав Алексеев, кроме подводных крыльев, вроде ничего и не создал. Сейчас секретное оружие Советского Союза ржавеет на Каспийском берегу. Остались всего две большие машины — «Орленок» и «Лунь».

После аварии на подводной лодке «Комсомолец» в 1989 году был заложен экраноплан «Спасатель» — уникальное, безальтернативное судно спасения. И он тоже почти готовый уже 15 лет стоит забытым на стапеле Нижегородского завода. На помощь Курску он прийти не смог.
90-е годы. Не стало денег, работы встали, а скоро и вовсе пропал интерес государства к созданию этого уникального высокоскоростного транспорта. В наше время без господдержки, на энтузиазме отдельных людей или частных фирм ничего не построишь.
Немцы сейчас делают серию экранопланов, американцы над этим работают, так что они с их технологиями, с их возможностями уйдут вперед и мы уже никогда не догоним. Иметь приоритет на 50 лет и растерять его, это преступление. Дважды за свою жизнь Ростислав Алексеев совершил революцию в истории мирового судостроения. Но его последними словами были: “Я так и не смог добиться того, чего хотел.”
Удивительное творение легендарного человека. Спасибо, Константин, что нас с такими людьми знакомите